Советская наука в СССР — (30.12.1922 — 25.12.1991)
Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист (08.11.1965)
Страна: СССР.
Столица: Москва.
Денежная единица: Рубль СССР
Государственный язык: Русский.
Часовые пояса: +2 - +12
Образована: 30 декабря 1922 года.
Интернет-домен: .su
Телефонный код: +7 ... ...
Религия: Отделена от Государства СССР.
Повествование
Наука в СССР была одной из отраслей народного хозяйства. В научных организациях работало 0,3 % населения СССР (1 млн человек).
Наиболее были развиты технические науки и естественнонаучные дисциплины, имелись значительные достижения и в гуманитарных науках. Научные сотрудники работали как в Академии наук СССР, так и в отраслевых и республиканских академиях в различных предприятиях Министерств. Благодаря высокоразвитой науке (6—7 место в мире по нобелевским лауреатам, 25 % всех научных работников мира), на достаточно высоком уровне находились образование и здравоохранение, впервые в мире построенное на научных основах, неоднократно продемонстрировавшее свою эффективность и по многим параметрам считавшееся едва ли не лучшим в мире.
В СССР развивались наукоёмкие отрасли промышленности: ядерная энергетика, авиационная промышленность, космонавтика, вычислительная техника.
За годы советской власти в стране была создана мощная научная база, позволявшая осуществлять современные фундаментальные и прикладные исследования. Отечественные ученые внесли свой вклад в развитие мировой науки.
За два года, в 1918—1919 гг. было создано 33 крупных для того времени научно-исследовательских института, в числе которых такие известные, как Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе РАН, Государственный оптический институт (ГОИ), Институт изучения мозга и психической деятельности, Рентгенологический и радиологический институт, Институт по изучению Севера. К 1923 году количество исследовательских институтов в стране достигло 55, а к 1927 году их стало более 90.
Советская психологическая наука — Период 1920—1930-х годов ознаменовался становлением советской психологии на основе философии марксизма. В этот период закладываются две основные взаимосвязанные темы в истории советской психологии, которые будут определять её развитие на протяжении последующих десятилетий. Это, во-первых, поиск конкретно-эмпирического наполнения марксистской психологии. Во-вторых, это тема поиска самостоятельного, отличного от физиологического, социологического, литературоведческого, антропологического, медицинского и проч. исследования. И в то же время, психология в этот период развивается в тесном взаимодействии и диалоге с разнообразными смежными областями «человековедения» и представлена разнообразными пограничными школами и исследовательскими традициями.
Советское языкознание было представлено множеством школ и направлений, однако официально позиционировалось как опирающееся на единую марксистско-ленинскуюметодологию. Для многих советских лингвистов был характерен социологизм, материалистическое понимание явлений языка и общения, а также историзм в подходе к языку. В 1920—1940-е годы в советском языкознании доминировала псевдонаучная теория Н. Я. Марра (1864—1934), который утверждал, что язык является инструментом классового господства и что структура языка определяется экономической структурой общества.
Одной из существенных особенностей лингвистики в СССР была взаимосвязь теории языка и практики языкового строительства: создания алфавитов для бесписьменных языков(особенно в 1920-е годы), реформирования алфавитов, в том числе русского, разработки орфографических и пунктуационных правил, выпуска нормативных словарей (Словарь Ушакова, Словарь Ожегова, ССРЛЯ, МАС), грамматик (Русская грамматика), справочников (Лингвистический энциклопедический словарь) и др. Это способствовало созданию работ, посвящённых теории формирования литературных языков, принципам установления языковых норм, стимулировало развитие лексикографии и фонологических теорий. Разрабатывались также научные принципы обучения русскому языку нерусскоговорящих учащихся.
Славистика |
Тюркология |
|
Богородицкий В. А. |
|
Богородицкий В. А. |
|
Борковский В. И. |
|
Малов С. Е. |
|
Виноградов В. В. |
|
Кононов А. Н. |
|
Филин Ф. П. |
|
Баскаков Н. А. |
|
Аванесов Р. И. |
|
Дмитриев Н. К. |
|
Успенский Б. А. |
|
|
В 1922/23 учебном году в СССР насчитывалось 248 вузов (216,7 тыс. студентов).
В 1924 г. А. Ф. Иоффе открыл явление повышения прочности кристаллов, став основоположником современной полупроводниковой физики. Для развития этого направления по его инициативе были открыты Физико-технический институт, Институт полупроводников АН СССР и др. Свой вклад в мировое развитие физики внесли ученые Л. И. Мандельштам и Г. С. Ландсберг; радиофизик А. Л. Минц разработал систему радиолокации.
После смерти В. И. Ленина для разгадки секрета его таланта и удивительной работоспособности была создана в 1925 г. Лаборатория по изучению мозга В. И. Ленина. В 1928 г. на ее базе был образован Государственный институт мозга (ГИМ), который должен был найти «материальную базу психической одаренности». Эта задача вызвала к жизни новое научное направление — эврологию, которая занималась изучением одаренности. Эврологи, специалисты московского Института экспериментальной эндокринологии, в состав которого входил знаменитый Сухумский питомник обезьян, искали способы повышения интеллекта, стимулируя различные области мозга животных. Однако и в эту область проникали «революционеры» от науки, вроде И. И. Иванова, который пытался вывести новый биологический вид людей путем скрещивания человекообразных обезьян и людей.
В 1928 году советские учёные Л. И. Мандельштам и Г. С. Ландсберг открыли явление комбинационного рассеяния света на кристаллах.
Выдающихся успехов достигла к 30-м годам отечественная биология, но на её долю выпали и тяжелейшие испытания. В агрономии добились больших успехов школы Д.Н. Прянишникова и Н.М. Тулайкова. В отечественной генетике работали выдающиеся учёные Н.К. Кольцов (возглавлял институт экспериментальной биологии), А.С. Серебровский, М.М. Завадовский, С.С. Четвериков. Н.И. Вавилов организовал сбор по всему миру образцов семян дикорастущих и культивируемых растений, чтобы использовать их в условиях СССР. Он доказал, что в прошлом на Земле существовало несколько основных центров происхождения культурных растений. Вавилов объездил с экспедициями страны Средиземноморья, Китай, Корею и Японию, Афганистан, Аравийские пустыни, Палестину и Иорданию, Эфиопию, многие страны Латинской Америки. Созданная им коллекция семян насчитывала 250 тысяч образцов.
В это же время начал свою научную карьеру Т.Д. Лысенко. Как агроном Трофим Лысенко предложил и пропагандировал ряд агротехнических приёмов (яровизация, чеканкахлопчатника, летние посадки картофеля). С именем Лысенко связана кампания гонений против учёных-генетиков, а также против его оппонентов, не признававших «мичуринскую генетику».
В 1931/32 учебному году, количество вузов в СССР достигло 701 (405,9 тыс. студентов).
В 1934 году было обнаружено явление, получившее название «Эффекта Вавилова — Черенкова». Теоретическое объяснение явления было дано советскими учёными И. Е. Таммоми И. М. Франком в 1937 году. За открытие и истолкование этого явления П. А. Черенков, И. Е. Тамм и И. М. Франк в 1958 году были удостоены Нобелевской премии по физике.
В 1934 году советский физик П. Л. Капица создал относительно новую технологию достижения криогенных температур на базе турбодетандера.
В 1934 году была опубликована монография Советского химика Н. Н. Семёнова «Химическая кинетика и цепные реакции». Дальнейшие работы Семёнова над теорией цепных реакций были отмечены в 1956 году Нобелевской премией по химии.
В 1937 году в СССР был создан первый в Европе циклотрон.
В 1938 году П. Л. Капица открыл явление сверхтекучести гелия. В 1978 году «за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур» ему была присуждена Нобелевская премия по физике.
С постановлением ЦК ВКП(б) от ноября 1938 года «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском „Краткого курса истории ВКП(б)“», началось формирование единой системы философско-политического образования.
До Великой Отечественной войны были разработаны и утверждены программы по диалектическому и историческому материализму, заново созданы философские факультеты вузов, во многих институтах организованы кафедры диалектического и исторического материализма.
В 1940 году К. А. Петржак и Г. Н. Флеров открыли спонтанное деление ядер.
Кибернетика в СССР — развитие кибернетики (науки об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество) в СССР, было начато в 1940-х годах.
В 1940/41 учебном году в вузах СССР обучалось 811,7 тыс. студентов.
В 1941 году советский физик-теоретик Л. Д. Ландау дал объяснение явлению сверхтекучести.
Наука стала одним из важнейших факторов развития народного хозяйства страны, укрепления ее обороноспособности. В канун Второй мировой войны в СССР был накоплен научно-технический потенциал, создавший оружие, иногда более совершенное, чем, например, оружие Германии.
После нападения фашистской Германии возникла острая потребность в новой военной технике, разработками которой занимались лучшие инженеры.
С 1941 по 1945 оружейные заводы работали постоянно, без выходных. Особое внимание уделялось созданию новых артиллерийских установок. Советские ученые сократили сроки на разработку и внедрение новых единиц вооружения. Например, отлично зарекомендовала себя 152-мм гаубица, но немногие знают, что это орудие было сконструировано и изготовлено буквально за пару недель. Почти половина видов стрелкового оружия была поставлена на серийное производство в период ведения боевых действий. Танковая и противотанковая артиллерия увеличила свои калибры практически в два раза, улучшить удалось и такие показатели, как бронепробиваемость, расход топлива, дальность выстрела.
К 1943 году Советский Союз СССР преобладал над немцами по числу производимых за год орудий полевой артиллерии. Советские танки по боевым характеристикам и сегодня превосходят аналоги других государств. Говоря о развитии науки в годы СССР, нельзя не сказать о конструировании самолетов и авиадвигателей. Самым многочисленным и популярным стал ИЛ-2. Во время Второй мировой более двух десятков истребителей и штурмовиков поступили на серийное производство. По всем критериям они имели бесспорное превосходство над самолетами фашистов. Открытия в других сферах Развивалась не только военная отрасль, не оставляли инженеры-практики свою работу над исследованиями в металлургической сфере: именно в период ВОВ был изобретен метод скоростной плавки стали в мартеновской печи. Велась активная геологическая деятельность и, стоит сказать, именно благодаря этому ученым удалось разведать новые залежи железной руды в Кузбассе, дополнительные места скопления нефти и молибденовых руд в Казахстане.
В 1944 году произошло еще одно знаменательное событие для науки СССР. Историческую важность приписывают первому варианту атомной бомбы, впервые созданному в Советском Союзе. Кроме того, ученые успешно освоили биологию, медицину и сельское хозяйство. Были открыты новые селекционные сорта, применены наиболее эффективные методы увеличения показателей урожайности. Ученые того периода (Н. Бурденко, А. Абрикосова, Л. Орбели, А. Бакулев и другие известные на весь мир фамилии) ввели в медицинскую практику новейшие способы и средства лечения раненых солдат и совершили ряд открытий: вместо гигроскопической ваты начали использовать целлюлозную; свойства турбинных масел положили в основу некоторых лечебных мазей и пр.
В 1948 году в СССР в философской сфере насчитывалось 4836 преподавателей, 125 профессоров, в том числе 44 доктора наук, 75,6 % преподавателей не имели учёных степеней. В вузах СССР действовала 41 кафедра философии, диалектического и исторического материализма. Как правило, такие кафедры создавались в университетах.
Профессиональные занятия философией были сосредоточены в академическом Институте философии, на философских факультетах Московского, Ленинградского, Свердловского и других крупных университетов. Важную роль в координации научных исследований играл Институт марксизма-ленинизма. Философская наука состояла под административным и политическим контролем Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и других партийных органов.
7 Советских учёных в 1950—1970-х годах стали лауреатами Нобелевской премии по физике, 1 по химии и 1 по экономике.
Основными исследовательскими центрами в области языкознания на протяжении большей части советского периода являлись Институт языкознания АН СССР (Москва; филиал в Ленинграде) и Институт русского языка АН СССР (Москва). Ведущим научным журналом с 1952 года были «Вопросы языкознания».
РДС-6с — первая Советская водородная бомба. Первая в мире водородная бомба, пригодная к практическому военному применению. Разработана группой учёных под руководством А. Д. Сахарова и Ю. Б. Харитона. Работы по созданию бомбы начались в 1945 году. Испытана на Семипалатинском полигоне 12 августа 1953 года.
В 1956 году в СССР был изобретён и построен токамак (Тороидальная камера с магнитными катушками).
«Спутник-1» — первый искусственный спутник Земли, Cоветский космический аппарат, запущенный на орбиту 04 октября 1957 года. Кодовое обозначение спутника — «ПС-1» («Простейший Спутник-1»). Запуск был осуществлён с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР «Тюра-Там» (получившего впоследствии открытое наименование космодром «Байконур») на ракете-носителе «Спутник», созданной на базе межконтинентальной баллистической ракеты «Р-7».
Социология в СССР — Возрождение социологии началось в 1956-58 годах с участия советских ученых в международных конференциях по социологии и основания советской Социологической ассоциации и приобрело заметный масштаб в 1960-е. Материалы по истории современной Советской социологии и методологии исследования этой темы расположены на сайтах «Международная биографическая инициатива» и «История социологии»
В СССР, начиная с 1960-х годов, в ОИЯИ были получены 104, 105, 106, 107, 108 элементы таблицы Менделеева. Здесь же были синтезированы впервые сверхтяжелые элементы с атомными номерами со 112 по 117 и самый тяжелый на сегодня 118-й элемент.
Численность аспирантов за 1960—75 увеличилась в 2,6 раза. В СССР к 1976 году было подготовлено свыше 12 млн специалистов с высшим образованием. С 1960 по 1975 численность всех научных работников увеличилась в 3,5 раза, численность работников с учёной степенью кандидата или доктора наук — в 3,3 раза.
Марка СССР со слоганом: «Учиться работать и жить по-коммунистически!»
Первый пилотируемый космический корабль «Восток», запуск которого состоялся 12 апреля 1961 года, стал первым в мире космическим аппаратом, позволившим осуществить полёт человека в космическое пространство.
«Восток» — наименование серии Советских космических кораблей, предназначенных для пилотируемых полётов по околоземной орбите. Создавались ведущим конструктором О. Г. Ивановским под руководством генерального конструктора ОКБ-1 С. П. Королёва с 1958 по 1963 год.
Благодаря явным успехам послевоенной медицины к середине 60-х годов, СССР удалось практически ликвидировать своё отставание в продолжительности жизни, которая вплоть до Второй мировой войны оставалась в СССР значительно ниже уровня западных стран.
Ту-144 (по кодификации НАТО: Charger) — Советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Первый полёт 31 декабря 1968 года.
Является первым полетевшим и одним из двух в мире (наряду с британско-французским «Конкордом») типов сверхзвуковых авиалайнеров, которые использовались для коммерческих перевозок.
В 1970 в СССР было 805 вузов (4580 тыс. студентов). В том числе в РСФСР — 457 (2671 тыс.), УССР — 138 (806,6 тыс.), БССР — 28 (140,1 тыс.), Узбекской ССР — 38 (232,9 тыс.), Казахской ССР — 44 (198,9 тыс.), Грузинской ССР — 18 (89,3 тыс.), Азербайджанской ССР — 13 (100,1 тыс.), Литовской ССР — 12 (57,0 тыс.), Молдавской ССР — 8 (44,8 тыс.), Латвийской ССР — 10 (40,8 тыс.), Киргизской ССР — 9 (48,4 тыс.), Таджикской ССР — 7 (44,5 тыс.), Армянской ССР — 12 (54,4 тыс.), Туркменской ССР — 5 (29,1 тыс.), Эстонской ССР — 6 (22,1 тыс.). Сеть вузов включала: 51 университет, 201 отраслевой вуз промышленности и строительства, 37 — транспорта и связи, 98 — сельского хозяйства, 50 — экономики и права, 99 — здравоохранения и физической культуры, 216 — просвещения и культуры, 53 — искусства и кинематографии.
Развитие НТП СССР сопровождается ростом расходов на науку из государственного бюджета и других источников. Они составили (в млрд. руб.) 0,3 — в 1940, 6,9 — в 1965, 11,2 — в 1970, 17,4 — в 1975 .
В 1975 по сравнению с 1940 количество ежегодно поступающих изобретений и рационализаторских предложений возросло с 591 тыс. до 5113 тыс., из них внедрённых с 202 тыс. до 3977 тыс.
Число научных работников в СССР в 1975 составляло 1/4 часть научных работников мира.
К 1975 численность научных работников выросла более чем в 100 раз, и составила 11600 тыс.чел.
На начало 1976 года доля лиц с высшим образованием составила 9 %, а с высшим и средним (полным и неполным) — 77 % всего занятого населения (в 1939 соответственно — 1 % и 12 %).
На начало 1975/76 уч. г. в СССР насчитывалось 856 вузов.
Темпы роста численности научных работников более чем в 2 раза превышали темпы роста численности рабочих и служащих.
«Буран» — орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы (МТКК), созданный в рамках программы «Энергия — Буран».
«Буран» предназначался для:
- выведения на орбиты, обслуживания на них и возвращения на Землю космических аппаратов, космонавтов и грузов;
- проведения военно-прикладных исследований и экспериментов по обеспечению создания больших космических систем с использованием оружия на известных и новых физических принципах;
- решения целевых задач в интересах народного хозяйства, науки и обороны;
- комплексного противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях.
Одним из назначений корабля Буран была обозначена «точная юстировка параметров орбиты искусственных спутников Земли». В первую очередь «точной юстировке» должны были подвергнуться спутники орбитальной группировки, обеспечивающей передачу координат GPS.
Первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме и без экипажа на борту. Несмотря на то, что «Буран» был рассчитан на 100 полётов в космос, больше его не запускали. Управление кораблём осуществлялось при помощи БЦВМ «Бисер-4». Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», был использован в российской и зарубежной ракетно-космической технике.
Советская статистика — отрасль знаний, наука, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения, мониторинга и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме
Примечания
- ↑ Перейти Всемирная история ГЛАВА 22. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX СТОЛЕТИЯ. Послевоенное восстановление народного хозяйства. Развитие экономики СССР в 50-60-е гг.
- ↑ Пятилетние планы развития народного хозяйства // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Перейти Наука в СССР. Справочные данные на 1976 г. — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ СССР. Здравоохранение/ // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Организация науки в первые годы Советской власти (1917—1925) (Сборник документов) / Отв. ред. К. В. Островитянов. — Л.: «Наука», 1968. — С. 8. — 420 с. — 2 100 экз.
- ↑ Перейти Высшие учебные заведения // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Лысенко Трофим Денисович — статья из Большой советской энциклопедии.
Литература
- Научная деятельность в России накануне распада СССР. / А.Н. Авдулов, А.М. Кулькин // Философские исследования. - М., 1993. - № 4. - С. 482-502.
- Политика социалистических стран в области науки: Болгария, Польша, Чехословакия : реферативный сборник / А.М. Кулькин, Ф.Г. Хачатурьян, Т.В. Горбунова, Ф.Г. Хачатурьян, Институт научной информации по общественным наукам (Академия наук СССР) ИНИОН АН СССР, 1976. - 247с.
- Интернационализм современного капитала: основные противоречия и тенденции развития. / Кулькин А.М., Смирнов П.В. // Вопросы философии. - М., 1979. - № 4. - с. 96-105.
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
https://studme.org/298645/istoriya/nauka_obrazovanie_sssr
http://fb.ru/article/462317/nauka-v-sssr-istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-dostijeniya
https://studref.com/326992/filosofiya/razvitie_sovetskoy_nauki_period_1917_1991
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/nauka_sssr/0-42 |