СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Московское метро СССР [5]
Московское метро СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » МЕТРО СССР » Московское метро СССР

Краснопресненская — Станция метро Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитена имени В.И. Ленина (14.03.1954)

 Краснопресненская — Станция метро Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитена имени В.И. Ленина (14.03.1954)

Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР

 

Страна:   СССР.
Город:     Москва.
Район:     Краснопресненский.
Проектное название:     Красная Пресня.
Дата открытия:     14.03.1954.
Тип:    Пилонная, трёхсводчатая, глубокого заложения.
Глубина заложения:      35,5 м.
Платформа:     Прямая, островная.
Архитекторы:     В. С. Егерев, М. П. Константинов, Ф. А. Новиков, И. А. Покровский.
Архитекторы вестибюлей:     К. С. Алабян, Т. А. Ильина, соавторы В. И. Алешина и Т. Д. Зебрикова.  
Скульпторы:     Н. А. Щербаков, Ю. П. Поммер, В. А. Фёдоров, Ю. Г. Ушков, Г. Н. Колесников.
Инженеры‑конструкторы:    Б. М. Прикот.
Станцию возвело:     Шахта №?,  СМУ-6 и СМУ-8 Мосметростроя (рук. В.Тройе).
Переходы на станции:    Баррикадная.
Режим работы:     05:30—1:00
Здание:    Объект культурного наследия СССР.

 

Краснопресненская — Станция метро Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитена имени В.И. Ленина«Краснопресненская» — Станция метро Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитена имени В.И. Ленина. Расположена на Кольцевой линии, между станциями «Киевская» и «Белорусская».

 

 

 

 

 

 

 

Баррикадная — Станция метро Москве (повествование)Пересадка на станцию метро «Баррикадная» Таганско-Краснопресненской линии.

 

 

 

Предыстория

Первоначально проект станции был разработан вице-президентом Академии архитектуры СССР Каро Алабяном и утверждён в 1950 году. Однако в итоге по проекту Алабяна была построена только ротонда наземного вестибюля, а подземная часть станции стала дебютом молодых архитекторов «Моспроекта» В. С. Егерева, М. П. Константинова, Ф. А. Новикова и И. А. Покровского, которых утвердили без конкурса.

На скульптурное оформление станции был в 1951 году объявлен отдельный конкурс, который выиграл только окончивший Московский институт прикладного и декоративного искусства Николай Щербаков, который после победы привлёк к работе над станцией своих бывших однокурсников.

В торце станции была сделана ниша, в которую была помещена скульптурная композиция в виде стоящих рядом В. И. Ленина и И. В. Сталина работы Н. А. Щербакова. Хотя Ленин и Сталин не имели никакого отношения к событиям 1905 года на Пресне, памятник им создатели станции установили исключительно для того, чтобы «завершить ритм рельефов объёмным изваянием». В ходе проектирования станции авторы встречались с участниками пресненских боёв, которые предлагали другое решение для этой части станции.

 

Повествование

14 марта 1954 года — Станция была открыта  в составе участка «Белорусская» — «Парк культуры», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 40 станций. Название станции было дано по улице Красная Пресня.

В 1955 году — к 50-летию Декабрьского восстания 1905 года, перед нишей ротонды вестибюля была установлена скульптура «Дружинник».

В 1956 году — скульптуру Сталина из торца станции убрали, а Ленина передвинули на середину постамента.

В конце 1972 года — в связи с открытием перехода на построенную станцию «Баррикадная», памятник Ленину также был убран.

Станция имеет один выход. Наземный павильон станции выходит на улицы Красная Пресня и Конюшковская.

Московский зоопарк (повествование)Напротив входа и выхода станции находится Московский зоопарк,

 

 

 

 

История строительства Сталинской высотки ЖД на площади Восстания (повествование)а вблизи стоит одна из семи «сталинских высоток» — Жилой дом на площади Восстания дом 1. и

 

 

 

Московский планетарий  (повествование)рядом с садовым кольцом расположен Московский планетарий по улице Садовая-Кудринская, д.5, стр.1.

 

 

 

В 1972 году — открылся переход на станцию «Баррикадная» Таганско-Краснопресненской линии, расположен в северном торце центрального зала.

 

Архитектура и оформление

Станция

«Краснопресненская» — трёхсводчатая пилонная станция глубокого заложения (глубина — 35,5 метра).

 

 

 

 

 

 

Авторы проекта: 

  • В. С. Егерев, 
  • М. П. Константинов, 
  • Ф. А. Новиков
  • И. А. Покровский.

Центральный и боковые залы имеют единый диаметр — 8,5 м

ширина платформы центрального зала — 8,6 м

высота центрального и боковых залов — 5,3 м

  • ширина пилона — 3,15 м
  • ширина прохода — 3,6 м
  • высота в 4,1 м

Пилоны облицованы тёмно-красным с белыми включениями мрамором грузинского месторождения Салиэти и обведены поясами из белого мрамора «Коелга». Путевые стены станции облицованы белым мрамором Коелгинского месторождения, а их цоколь выполнен из оливково-серого мрамора «Садахло». Геометрический орнамент пола выложен розово-красным, коричнево-красным емельяновским и светло-серым янцевским гранитами и обрамлён чередованием полос чёрного габбро. Станция освещается золотистыми люстрами с белыми плафонами, которые подвешены по оси сводов. Вдоль пилонов со стороны платформ и со стороны центрального зала были установлены мраморные скамьи.

Тема художественного оформления станции — революционное движение 1905 и 1917 годов в Российской империи.

На своде центрального зала — 14 гипсовых барельефов (авторы — Н. А. Щербаков, Ю. П. Поммер, В. А. Фёдоров, Ю. Г. Ушков, Г. Н. Колесников), шесть из которых посвящены революционным событиям 1917 года, восемь — революции 1905 года. На барельефах изображены:

  1. «Баррикады Красной Пресни»,
  2. «Восстание на броненосце «Потёмкин»»,
  3. «Залп «Авроры»»,
  4. «Взятие Зимнего дворца»,
  5. «Вооружённые рабочие»,
  6. «Всеобщая стачка»,
  7. «Девушки «Трёхгорной мануфактуры» — участницы восстания»»,
  8. «9 января 1905 года» и др.

Со стороны платформы пилоны украшены медальонами с барельефами восходящего солнца, серпа и молота и надписи «1905 • 1917».

Павильон станции выполнен по проекту архитекторов:

  • К. С. Алабяна 
  • Т. А. Ильиной

в соавторстве с В. И. Алёшиной

и при участии Т. Д. Зебриковой Он представляет собой отдельно стоящее здание в виде античного храма-ротонды.

Павильон построен из железобетонного каркаса с кирпичным заполнением. В плане строение имеет форму круга и по всему периметру декорировано колоннадой из каннелированных светлых колонн с дорическими капителями. Капители колонн украшены пятиконечными звёздами и акантом. Колонны поддерживают массивный карниз с балюстрадой и двухуровневым аттиковым этажом. По карнизу проходит фриз с названием станции.

Фасад станции окрашен в терракотовый цвет и украшен светлыми декоративными элементами.

Главная часть фасада выходит на улицу Красная Пресня. По бокам главного фасада имеются два выреза для тамбуров входа и выхода пассажиров метро.

Тамбуры декорированы белыми штукатурными порталами с каннелированными пилястрами с коринфскими капителями. В самом верху стен тамбуров идёт декоративный пояс с лепными лентами и круглыми медальонами, на которых изображены поочерёдно пятиконечные звёзды и серпы с молотами. Ранее стены тамбуров были облицованы терракотовой плиткой 10х10 см, уложенной в «косую» (от демонтированной облицовки сохранились следы на плоскости стен).

Между тамбурами на главном фасаде устроена ниша, где помещена цитата из «Краткого курса истории ВКП(б)», автором которого считается И. В. Сталин: «Красная Пресня была главной крепостью восстания, её центром. Здесь сосредоточились лучшие боевые дружины, которыми руководили большевики». Перед нишей, закрывая собой надпись, в 1955 году установлена чугунная скульптура «Дружинник» на постаменте из красного гранита (скульптор А. Е. Зеленский, архитектор К. С. Алабян). Памятник изображает рабочего «дружинника» — члена «боевой дружины» (отряда революционеров в 1905 году). В правой руке рабочий держит гранату, а под ногами у него обломки рельсов.

В задней части фасада (со стороны сквера) в простенках между колоннами находятся большие прямоугольные окна (либо фальш-окна) с белыми наличниками и треугольными сандриками. Над каждым из них расположены по два небольших недекорированных прямоугольных окна второго этажа.

Внутри павильона находится аванзал с кассами в виде широкого полукруглого коридора, облицованного белым мрамором коелгинского месторождения, и большой круглый эскалаторный зал, который оформлен светлым прохорово-баландинским мрамором с резным фризом и вертикальными бронзовыми вставками.

Потолок эскалаторного зала представляет собой гладкий белый купол с единственной крупной розеткой в вершине с грандиозной люстрой в виде венка из листьев, которая подвешена в центре. Под основанием купола находится лепной карниз, скрывающий светильники.

 

 

Вблизи станции расположена соединительная ветвь, ведущая к электродепо «Красная Пресня».

Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:

По чётным числам Будние
дни
Выходные
дни
По нечётным числам
В сторону станции
«Киевская»
05:53:00 05:53:00
05:41:00 05:42:00
В сторону станции
«Кировская»
05:59:00 05:58:00
05:40:00 05:40:00

Время открытия станции для входа пассажиров — 05 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи.

 

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта:

  • Автобусы: 4, 39, 64, 69, 116, 152, 216, 328, 850.
  • Троллейбусы: 35, 66, 79.

 

Мифы, события, факты.

1. Согласно воспоминаниям одного из архитекторов станции Феликса Новикова, станцию, возможно, отдали им без конкурса в качестве компенсации, так как незадолго до этого их уже утверждённый проект станции «Киевская» был внезапно отменён Н. С. Хрущёвым:

Спустя два месяца, срочно вызывает К. С. Рыжков. Являемся. Спрашивает — будете делать «Краснопресненскую»? — Без конкурса? — Без. — Тогда согласны. Рассказывает: Макет станции, построенный по проекту К. С. Алабяна, посетил Н. С. Хрущёв. Осмотрел и спрашивает, обращаясь к сопровождающим — кто за эту станцию? Прошу поднять руку. А сам не поднимает. И никто, естественно, не поднимает. И тогда следует предложение — поручить это дело нам. Почему? Возможно, запомнился красный цвет пилона или, быть может, осталось сознание незаслуженно причиненной обиды. Так или иначе, мы взялись за дело. На широком пилоне (здесь старая конструкция) возникли облегчающие массу креповки. Посоветовавшись с Поляковым, изменили стилевую характеристику. Новый проект был утверждён, а затем и осуществлён в свой срок.

2. В 1951 году Николай Щербаков случайно увидел объявление о конкурсе на скульптурное оформление станции метро «Краснопресненская». Ни минуты не колеблясь, принимает решение участвовать в нём. Ведь это была самая любимая его тема — революция, народное восстание, всеобщий подъём масс!

В том конкурсе таланты бились со всего Союза, участвовали многие известные скульпторы и архитекторы. Первый тур уже прошёл, его так никто и не выиграл, Щербаков успел ко второму туру. Конкурс проходил анонимно. Все участники, а их было около 140, подавали на конкурс свои работы в запечатанных конвертах без подписи, но под девизом. Николай Щербаков выбрал девиз «Знамя». Каково же было удивление присутствовавших, когда среди множества заявок члены жюри во главе со знаменитейшим художником Павлом Кориным единодушно выбрали работу вчерашнего студента! Это был необыкновенный успех молодого скульптора.

После победы в конкурсе Николай Щербаков привлёк в свой творческий коллектив бывших однокурсников, таких же, как и он, молодых талантливых скульпторов, — Г. Н. Колесникова, Ю. Г. Ушкова, В. А. Фёдорова, Ю. П. Поммера, с которыми на равных работал теперь над воплощением своих скульптурных идей.

3. В первоначальном проекте станции на пилонах со стороны боковых платформ располагались медальоны, на которых чередовались серпы и молоты, но проект был переделан, так как первый секретарь Московского областного комитета КПСС Н. А. Михайлов возмутился:

«Что же это вы разделили рабочий класс с крестьянством?».

4. Архитектор станции Виктор Егерев резко негативно высказывался о радикальном изменении облика станции после появления перехода на станцию «Баррикадная»:

Я бы много дал, чтобы вернуть нашей станции прежний вид. Этот «засранец» Стрелков [автор станции «Баррикадная»] сделал из неё переход с ужасными магазинными светильниками.

 

Материалы

Орлов Г.В. «Краснопресненская — Станция метро Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитена имени В.И. Ленина (14.03.1954)» — (повествование 15.02.2021).

 

Источник

http://ussr-cccp.moy.su/index/metro_sssr/0-62

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D1

%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F

http://ussr-cccp.moy.su/publ/zdanija_v_sssr/vysotki_stalinskie_v_moskve/istorija_stroitelstva_vysotki_

zhd_na_ploshhadi_vosstanija/123-1-0-46

http://ussr-cccp.moy.su/publ/geografija_sssr/parki_sssr/moskovskij_zoopark_zoopark_v_moskve_

1864_25_12_1991/561-1-0-3421

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/metro_sssr/0-62
Категория: Московское метро СССР | Добавил: soviet-union-ussr (15.02.2021) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 318 | Теги: Орлов Г.В., Краснопресненская — Станция метро М | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей