Львов Петр Николаевич — Профессор СССР — Доктор технических наук СССР (01.01.1891 — ??.??.1976)
1.1
Родился 01 января 1891 г. (н. стиль) в Москве. Окончил реальное училище в 1907 г., потом императорское высшее училище (ныне МГТУ им. Баумана). Получил стипендию для заграничной командировки и работы в Германии на заводе MAN рабочим, в машиностроительной лаборатории сельскохозяйственного института в Галле ассистентом, на заводе в Cores в Лигнице инженером.
Там в Германии молодого инженера застала Первая мировая война. Его арестовали по подозрению в шпионаже в пользу, естественно, России. Сначала, он содержался в тюрьме, потом был переведён на поселение в Гиршберге. В 1917 г. Львова перевели в концлагерь в Гавельберге. Оттуда после заключения Брестского мира его в мае 1918 г. отправили в РСФСР.
Сразу же по возвращении из Германии он был принят на работу в ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства) в качестве инженера по сельскохозяйственным машинам. В ноябре 1918 г. П.Н. Львова отправили на работу в Саратов в качестве заведующего производством заводов «Звезда» и «Сотрудник обороны».
1.2
Осенью 1919 г. у него обострился туберкулёз, полученный в концлагере, и он возвратился в Москву для лечения. Поправившись, Львов устроился в Наркомзем и, работая в его системе, занимался организацией производства и ремонта сельскохозяйственных машин. В августе 1922 г. Пётр Николаевич перешёл на Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения, где стал заведующим цехом механической обработки и сборочного цеха.
Примерно через год «Международная компания жатвенных машин» закрыла завод, и Львов устроился на Государственный авиационный завод No 1 в Москве, где до января 1925 г. занимал должность заведующего бюро технологических работ по изготовлению военных самолётов.
Весной 1923 г. на заводе ГАЗ под руководством Н. Поликарпова был построен первый советский истребитель И-1 (ИЛ-400), ставший вместе с тем и первым в мире истребителем - свободнонесущим монопланом. В этом же году собрали опытный экземпляр разведчика Р-1 с отечественным двигателем М-5 мощностью 500 л.с. В творческий процесс изысканий новых методов по совершенствованию технологии серийного производства этого самолёта включается и Пётр Николаевич.
Конструкция самолёта была деревянной с полотняной обшивкой крыльев. По сравнению с прототипами, благодаря ряду усовершенствований, она стала более дешевой и прочной. В неё было внесено много нового, оригинального, некоторые детали и узлы были впервые освоены советской авиапромышленностью.
1.3
Так, например, при производстве аппаратуры было применено медное литьё. Бензиновые баки были выполнены из лужёного листа толщиной 0,8 мм, что обеспечивало высокую надёжность, но вес баков при этом был несколько великоват. За период с 1923 по 1930 г. было построено 2800 самолётов Р-1.
Параллельно с работой над самолётом Р-1 Львов трудился над разработкой технологии производства истребителей И-1. Этот истребитель показал по тем временам большую скорость, равную 264 км/ч. Применённая на И-1 схема моноплана с низкорасположенным крылом через 10 лет, когда появилось убираемое в полёте шасси, стала доминирующей в практике проектирования и строительстве самолётов. И-1 передали в серийное производство, построили 33 самолёта, но они так и не были приняты на вооружение. Причиной тому стали нерешённые в то время вопросы аэродинамики применительно к истребителям-монопланам в части предельной устойчивости, выхода из штопора, сваливания на крыло и в другом. Всё это породило трудности боевого пилотирования самолёта И-1.
Выпускаемые заводом ГАЗ №1 серийные самолёты И-1 не были одинаковыми - хромала технология. Необходимы были серьёзные исследования. Но где их проводить? На заводе? Но это не лучшее место. Пётр Николаевич искал ответ, и не случайно в его биографии появляется запись о том, что с осени 1924 г. он начал преподавать в ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского, и с этого момента научно-преподавательская работа стала для Львова главной. Параллельно с преподавательской деятельностью с февраля по августа 1925 г. он работал в мастерских 1-го автомотополка, где заканчивалась постройка мотоцикла его конструкции. С августа до сентября 1925 г. Пётр Николаевич заведовал производством Краснопресненского механического завода, а осенью 1926 г. перешёл на кадровую службу в РККА и стал штатным преподавателем и заведующим лаборатории ВВА, а затем стал руководителем кафедры технологии металлов. За время работы в ВВА Львов разработал методы проката и сварки стальных профилей, положенные в основу постройки первого в мире стального сварного самолёта «Сталь-2», сконструировал и построил для этой цели специальное оборудование и провёл все работы по постройке аэроплана. За все эти работы он был награждён в 1931 г. орденом Ленина и получил денежную премию.
В 1928 г. в ВВИА им. профессора Н.Е. Жуковского по инициативе начальника лаборатории П.Н. Львова и начальника кафедры самолётостроения С.Г. Козлова была сформирована группа по освоению производства качественных сталей и применению их в конструкции самолёта. Успехи в этих исследованиях позволили Петру Николаевичу подать рапорт командованию о «возможности построения цельносварного стального самолёта, вес которого при равной прочности должен быть равным или даже меньшим веса дюралевого самолёта».
1.4
Началом истории создания кафедры 104 факультета «Авиационная техника» было решение об организации общеинститутской кафедры № 13 «Организация производства самолетостроительных заводов», образованной при переименовании Высшего аэромеханического училища (ВАМУ) приказом от 20 августа 1930 года №177 по Государственному всесоюзному объединению авиапромышленности в Московский авиационный институт (МАИ). Кафедра была организована на базе специализации «Производство самолётов», созданной в 1929 году на аэромеханическом факультете Московского высшего технического училища имени Баумана. Первым руководителем кафедры был назначен профессор Львов Петр Николаевич.
1.5
С сентября 1931 г. Пётр Николаевич приступает к работе сначала по совместительству в Московском авиационном институте (МАИ), возглавив там кафедру технологии металлов, а в 1933 г. становится штатным преподавателем.
В 1936 г. Львову было предложено организовать лабораторию контактной сварки в ЦНИИТмаше, которой он заведовал до осени 1938 г. В этой лаборатории Пётр Николаевич спроектировал различные сварочные машины для Коломенского и Мытищинского заводов, построил скульптуру «Рабочий и колхозница» для Парижской выставки, разработал методы сварки арматуры для железобетона, сварки стали большой толщины и многое другое.
|
Париж, 1937 г. Идёт монтаж статуи «Рабочий и колхозница». В первом ряду справа налево: академик Б.М. Иофан, скульптор В.И. Мухина, профессор П.Н. Львов
|
А дело, оказывается, было так. СССР был приглашён для участия в Международной выставке в Париже под названием: «Искусство и техника в современной жизни», которая должна была состояться в 1937 г. Советское правительство приняло это приглашение, намереваясь показать всему миру свои достижения за 20 лет существования советского государства. Для участия в конкурсе на скульптуру для павильона СССР были приглашены В.И. Мухина, В.А. Андреев, М.Г. Манизер и И.Д. Шадр. С конца мая 1936 г. до начала октября шла кропотливая работа над эскизами. В.И. Мухина особое внимание уделила ажурности группы, её пластичности и динамичности. Наверное, поэтому уполномоченный правительства И.И. Межлаук, будущий комиссар советского павильона, при предварительном просмотре эскизов отдал предпочтение именно ей. Он заявил скульптору, что «девяносто девять процентов за то, что делать (статую) будете вы...»
Работа велась днём и ночью, а когда скульптура была готова, на завод приехал И.В. Сталин, который в течение 20 минут осматривал творение В.И. Мухиной и выразил удовлетворение работой скульптора. На следующий же день приступили к разборке скульптурной группы статуи вместе с каркасом. Она была разобрана на 60 блоков и упакована в ящики. Для сборки статуи в Париж вместе с В.И. Мухиной откомандировали группа инженеров во главе с Петром Николаевичем.
05 апреля 1937 г. эшелон из 29 платформ прибыл в столицу Франции. Было также доставлено сварочное оборудование и кран для сборки. Монтаж стальной статуи был произведён за два дня до срока. Открытие павильона состоялось 2 мая 1937 г. У посетителей выставки советский павильон пользовался исключительным успехом.
Поскольку делать скульптурную группу «Рабочий и колхозница» нужно было из нержавеющей стали всю техническую и технологическую часть проекта руководство возложило на П.Н.Львова. Вскоре у Веры Мухиной установились дружественные отношения с Львовым, она увидела в нём талантливого инженера, архитектора-творца, он «...изобрёл специально для изготовления статуи машину для точечной сварки тончайших листов нержавеющей стали. Она даже называла Петра Николаевича пионером новой науки статуестроения». До него никто не делал скульптур из стали, но Львов, спустя 5 лет после создания самолёта «Стали-2» решил точно таким же способом изготовить и «Рабочего и колхозницу».
1.6
Осенью 1937 г., Львов организовал при Управлении СДС (Строительство Дворца Советов) отдел специальной технологии (конструкторское бюро лаборатории, мастерские). За это время здесь сконструировал ряд сварочных машин и автоматов, вёл исследования по сварке и подбору сплавов, построил вторую стальную скульптуру для ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставки). За эти работы получил премии от СДС и Наркомметростроя.
П.Н. Львов - активный участник работ по оформлению станции метро «Маяковская». При декоративной отделке колонны он с присущим ему художественным вкусом удачно использовал рифлёные полосы из нержавеющей стали ЭНЕРЖ-6.
Осенью 1941 г. Львов был эвакуирован вместе со своей организацией в Каменск-Уральский на строительство УАЗ (Уральского алюминиевого завода), работал по сварке конструкций, проводил испытания сварных швов на морозе. В феврале 1943 г. он снова в Москве, в Наркомстрое, где организует ОКБ-2 (Особое конструкторское бюро), которым руководил до вхождения в ВНИИСтройдормаш. П.Н. Львов умер в 1976 г., оставив после себя, кроме своих воплощённых в нержавеющую сталь творений, более 30 научных трудов, опубликованных в открытой печати, семь его книг были переведены на китайский язык. Он обладатель четырёх патентов и 17 авторских свидетельств.
07 декабря 1931 г., Президиум ЦИК СССР постановил наградить орденом Ленина Львова П.Н.
http://www.ainros.ru/kid/t2/histiry.pdf
http://technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/korol_enerja/korol_enerja
Источник: http://technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/korol_enerja/korol_enerja |