СССР      

   СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК  

Категории раздела

Авиаконструкторы СССР [13]
Авиаконструкторы СССР
Академики СССР [16]
Академики СССР
Архитекторы СССР [1]
Архитекторы СССР
Военачальники СССР [7]
Военачальники СССР
Генералы СССР [5]
Генералы СССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Доценты СССР [4]
Доценты СССР
Командармы СССР [3]
Командармы СССР,
Комбриги СССР [1]
Предпосылкой с созданию персонального воинского звания «комбриг» является проведение военной реформы 1924 года, в результате которой согласно приказу РВС № 807 от 20.06. 1924 весь командирский состав был разделен на 14 должностных категорий и 10-й категории (К-10) из группы высшего командного состава соответствовала типовая командно-строевая должность «помощник командира дивизии или командир отдельной бригады», который в качестве знака должностного положения имел в петлице один ромб. Командир бригады в РККА являлся промежуточной ступенью между полковником и генерал-майором. Связано это было с тем, что в действующей армии стало достаточно распространено тактическое соединение больше полка и меньше дивизии — бригада.
Комкоры СССР [6]
Комкор — сокращенное название должности командира корпуса и воинское звание высшего командного состава в пехоте, коннице и авиации (ВВС) Красной Армии. Введно Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 сентября 1935 года О введении персональных военных званий начальствующего состава РККА
Конструкторы СССР [2]
Конструкторы СССР
Лётчики СССР [31]
Летчики СССР, Лётчики-испытатели СССР, Лётчики гражданской авиации Лётчики военной авиации.
Лётчики-космонавты СССР [4]
Лётчики-космонавты Союза Советских Социалистических Республик
Маршалы СССР [9]
Маршалы СССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Министры СССР [2]
Министры СССР Советский государственный деятель ССССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Писатели СССР [6]
Писатели СССР, поэты СССР, публицисты СССР,
Профессора [17]
Профессора, Граждане СССР. Очерки, Биографии, Статьи,
Публицисты [2]
Публицист - это человек, неравнодушный к тому, что происходит вокруг него, не только с ним, но и с другими людьми. По профессии он может быть кем угодно, хоть домохозяйкой. Обсуждение насущных вопросов общественно-политической и Государственной жизни. Рассказ или повествование, а может быть и описание какого-либо события, биографии.
Руководители СССР [54]
Руководители СССР, Вожди СССР, Генеральные секретари СССР, Советский государственный деятель СССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Скульпторы СССР [2]
Скульпторы СССР, Новости, События, Факты, Биографии
Сов.Гос.Деятели СССР [30]
Советский государственный деятель ССССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Учёные - изобретатели СССР [5]
Изобретатели СССР,статьи, биографии,очерки, описания,
Член-корры АН СССР [7]
Член-корреспонденты АН СССР
Штурманы СССР [4]
Штурманы СССР, Штурманы гражданской авиации, Штурманы военной авиации.

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ГРАЖДАНЕ СССР » Лётчики СССР

Щербаков Александр Александрович —  Заслуженный лётчик-испытатель СССР — (15.09.1925 — 23.11.2013)

 Щербаков Александр Александрович —  Заслуженный лётчик-испытатель СССР — (15.09.1925 — 23.11.2013) 

 

Щербаков Александр Александрович (1925—2013) — Герой Советского Союза (1971), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1967), полковник (1962), кандидат технических наук (1986).

 

Биография:

Щербаков Александр Александрович - родился 15 сентября 1925 года в посёлке Сормово  в семье государственного и партийного деятеля Александра Сергеевича Щербакова, с октября 1941 года возглавлял коммунистов Москвы и Московской области и одновременно с 1941 года был секретарем ЦК ВКП(б), с июля 1942 года — начальником Главного политуправления РККА, заместителем наркома обороны СССР, начальником Совинформбюро. Мать — Щербакова (Пестроухова) Вера Константиновна (1903—1947)

 

 

Детство и юность провёл в Москве.

В авиацию А.А. Щербаков — Будущий ас — пришел случайно, хотя в 1930-е годы все его сверстники грезили подвигами в небе. 

В армии с 1943 года.

В 1943 году окончил Вязниковскую военную авиационную школу лётчиков, затем служил в строевых частях ВВС.

После окончания ускоренного курса Вязниковской военной авиашколы пилотов младшего лейтенанта Щербакова направили в 12-й гвардейский истребительный авиаполк ПВО, который нес боевое дежурство на дальних рубежах обороны Москвы. В небе Подмосковья Александр почувствовал, что авиация — его призвание. С каждым вылетом он набирался опыта в технике пилотирования, росло стремление к более активной боевой работе. Но на фронт летчик попал только через год, когда полностью отпала угроза столице с воздуха. 

Участник Великой Отечественной войны, попал на фронт в 1944 году, 

176-й гвардейский Проскуровский истребительный авиаполк вел воздушные бои на Кюстринском плацдарме, всего в 60 километрах от Берлина. Равняться было на кого. В полку служили прославленные асы, Герои Советского Союза П.Ф. Чупиков, И.Н. Кожедуб, А.С. Куманичкин, Е.А. Азаров. До конца войны Александр совершил 25 боевых вылетов и в одном из них апреле 1945 в паре с ведущим на истребителе ЛА-5 сбил истребитель Ме-109 прямо над вражеской столицей. На фронтовом аэродроме Шенвальде Главный маршал авиации А.А. Новиков вручил лейтенанту Щербакову первую в жизни награду — орден Отечественной войны II степени. 

Еще не улеглась радость от победных салютов, как в полк поступило тяжелое известие: 10 мая 1945 года скончался от сердечного приступа отец генерал-полковник А.С. Щербаков. На транспортном самолете сына отправили в Москву. В память Александра навсегда врезалось: Колонный зал в траурном убранстве, тысячи скорбящих москвичей, сразу постаревшее от горя лицо матери, слова соболезнования И.В. Сталина, урна с прахом отца в нише Кремлевской стены.

В 1951 году окончил Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского.

В 1951 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС.

В 1953 году окончил Школу лётчиков-испытателей.

С июня 1953 по ноябрь 1986 

В мае 1953 года майора Щербакова направляют в летно-исследовательский институт (ЛИИ МАП) в городе Жуковском, который считался «меккой отечественной авиации». Коллектив летной части института встретил новичка доброжелательно. Корифеи ВВС, Заслуженные летчики-испытатели СССР И.И. Шелест, С.Н. Анохин, Я.И. Верников охотно делились опытом, предостерегали от ошибок, откликались на любую просьбу. Много помогали и научные руководители института. Они оценили аналитические способности майора при обосновании инженерных решений, его серьезную и скрупулезную подготовку к полетным заданиям. 

В 1960 году ЛИИ были поручены лётные испытания и исследования на штопор первой модификации МиГ-21. Летчик фирмы выполнил два или три полета на штопор и дал положительное заключение. Тогда считалось, что за три полета можно определить главное: выходит самолёт из штопора или нет, а в последующих полетах можно исследовать всякие тонкости и влияние различных факторов. Испытания в аэродинамической трубе были проведены, но материалы испытаний еще не были обработаны. Ориентируясь на результаты полётов, ЦАГИ дал предварительное заключение. Летные испытания, кроме всего прочего, еще и производство, а значит, это план, сроки, обязательство по выполнению. А самолет для испытаний был оборудован не полностью. Не были установлены противоштопорные ракеты. Руководство, посовещавшись, предложило мне начать полеты без ракет хотя бы в условиях, в которых выполнял полеты лётчик фирмы. Я дал согласие.
К этому времени я уже имел опыт испытаний на штопор. В полетном задании сказано, как действовать рулями, сколько можно сделать попыток вывода, на какой минимальной высоте нужно применить ракеты, если вывод рулями оказался безуспешным, на какой высоте катапультироваться, если не помогли и ракеты. Рекомендованные действия рулями основаны на проверенных опытом результатах, ибо никто не рискнет дать лётчику неопробированные рекомендации. Однако лётный опыт иногда опережал науку, и опытный испытатель мог еще иметь и свою программу действий, со своей ответственностью за конечный результат.
И вот в очередном полёте самолёт вошел в плоский штопор и на рекомендованные действия рулями не реагировал. Я с тоской посмотрел на кнопки с надписями "Вывод из правого", "Вывод из левого". Кнопки были, а ракет, которыми они управляли, не было. А самолёт идет к земле со скоростью 100 метров в секунду. Уже проскочил высоту, на которой по заданию нужно было применить ракеты. В условиях крайнего дефицита высоты и времени я стал импровизировать. Применил отклонение элеронов и так же отклонил руль направления и руль высоты в такт колебаниям самолета. Самолёт из штопора вышел.

Высокий класс летного мастерства и аналитического летного мышления Александра Александровича признавали авиаконструкторы А.С. Яковлев, А.И. Микоян, Р.А. Бирюков, с которыми ему довелось сотрудничать при летных испытаниях. Свидетельством авторитета являлось и то, что Щербакова постоянно включали в состав высоких комиссий по расследованию авиационных аварий и катастроф. В апреле 1968 года после смерти Юрия Гагарина ему поручили провести специальные летные испытания «спарки» УТИ МиГ-15 с целью уточнения характеристик сваливания. 

Не раз Щербаков выходил победителем в непредсказуемых ситуациях, рискуя жизнью ради спасения новейших образцов самолетов, которые имелись нередко в единственном экземпляре.

В мае 1969 года после взлета на перехватчике МиГ-25 заклинило сразу все рули. Летчик немедленно доложил на КП о случившемся и готовности катапультироваться. Но тяга двигателя не падала, истребитель шел по прямой, хотя и не реагировал на управление. Быстро анализируя возможные варианты неисправности, Щербаков обратил внимание на то, что момент отказа управления совпал с моментом уборки шасси и сразу вспомнил, что тяги управления проходят как раз над потолком ниши, в которую убирается передняя стойка шасси. Он выпустил шасси, и движение рулей и элеронов частично восстановилось. Но только частично. С большим трудом удалось осторожно развернуть перехватчик к аэродрому и произвести посадку. Предположение летчика-инженера оказалось верным: один из узлов шасси разрушился, стойка при уборке продавила потолок ниши и заклинила тяги управления. 

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Щербакову Александру Александровичу 26 апреля 1971 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11398).

 

 

 

 

Провёл испытания на штопор:

МиГ-17ЛЛ (1956), МиГ-19 (1958), МиГ-19С (1959), Як-25РВ (1960), Як-27Р (1960), МиГ-21Ф-13 (1961), Су-9 (1962), Су-7Б (1962), Су-9У (1963), МиГ-21У (1963), Як-28Л (1965), Як-28П (1966), Су-7УБ (1967—1968, 1971), МиГ-25П (1969, 1972), МиГ-23 (1970), МиГ-23УБ (1972), МиГ-27 (1973), Су-24 (1974), Су-25 (1982).

Провёл также большое количество испытаний многих самолётов-истребителей на критические режимы полёта.
Только на штопор Александр Щербаков испытал 22 типа самолетов, что является абсолютным рекордом не только в нашей стране. «Эта цифра вполне могла бы войти в книгу рекордов Гиннеса» — так считает главный конструктор КБ имени Микояна Герой Социалистического Труда К.К. Васильченко. В графе «выслуга лет» его пенсионного удостоверения записана цифра 75! Еще один феномен.

После успешных испытаний многих типов боевых самолетов в конструкторских бюро Микояна, Сухого и Яковлева в полетах на режимах, связанных с потерей устойчивости, Александр Щербаков стал признанным профессионалом испытаний на штопор. Позже он обобщил накопленный опыт в диссертации «Летные испытания самолета на штопор» и удостоился ученой степени кандидата технических наук. 

Даже при смертельной опасности А.А. Щербаков действовал спокойно, хладнокровно и обдуманно, запоминая детали и факты летного происшествия. 

 

 

 

Щербаков Александр Александрович за 33 календарных года работы в ЛИИ он катапультировался только раз, когда испытывал на прочность истребитель Су-24 (10.07.1974 года.), крылья которого могли изменять стреловидность. При разгоне до запланированной скорости узел крепления поворотной части левого полукрыла неожиданно разрушился, и оно заняло положение минимальной стреловидности, пробив стенку топливного бака. Правое же полукрыло осталось в заданном положении. 

Истребитель завертелся, как волчок. Вдобавок керосин хлынул в реактивный двигатель, и начался сильный пожар. Оба летчика смогли катапультироваться. Но в этой сумасшедшей ситуации Щербаков сумел заметить и запомнить разницу в стреловидности полукрыльев благодаря зеркалам заднего обзора, которые установили в кабине по его настоянию на время испытаний. Доклад летчиков позволил быстро установить причину аварии. Кроме того, были определены аэродинамические силы, способствовавшие разрушению злосчастного узла, о которых наука тогда еще не знала. 

С 1986 года — в отставке. Жил в Москве. После ухода на пенсию А.А. Щербакова пригласили в КБ имени Микояна на должность ведущего инженера отдела аэродинамики. Там он продолжает совершенствовать боевые самолеты, а свободное время посвящает любимому хобби — истории авиации. 

 

 

 

Умер 29 ноября 2013 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

Семья:

Первая жена — Петрова Валентина Филипповна (1922—2012), солистка балета Большого театра.

Вторая жена — Щербакова (Тренина) Нинель Станиславовна (род. 1928), педагог.

Дочь от первого брака — Щербакова Елена Александровна (род. 1952), народная артистка России, лауреат премии Правительства РФ, художественный руководитель-директор Государственного Академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.

Внук — Нечаев Антон Валерьевич (род. 1979). Окончил МГИМО.

 

Награды:

"Медаль Золотая Звезда Героя Советского Союза"  (№ 11398) (26.04.1971 г .);

"Орден Ленина"  (№ 403392) (26.04.1971 г .);

"Орден Красного Знамени" (21.08.1964);

"Орден Отечественной войны 1-й (11.03.85 год. )и 2-й степени" (16.04.1945 год.);

"Орден Трудового Красного Знамени" (09.09.1976); 

 

Медали:

Медаль «За боевые заслуги»,

Медаль «За оборону Москвы»,

Медаль «За взятие Берлина»,

Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»,

Медаль «40 лет ВС СССР»,

Медаль «50 лет ВС СССР»,

Медаль «60 лет ВС СССР»,

Медаль «70 лет ВС СССР»,

Медаль «За доблестный труд. 100-летия со дня рож. В.И.Ленина,

Медаль «20 лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг,»,

Медаль «30 лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг.»,

Медаль «40 лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг.»,

И другими медалями ... .

Нагрудные знаки:

Лётчик-испытатель 1-го класса,

Заслуженный летчик-испытатель СССР (20.09.1967).


 

Сочинения:

«Летчики, самолёты, испытания».

 

Мифы, события, факты:

 1. Когда Александр Александрович Щербаков защищал диссертацию, стала известна (на основе документов ЦАГИ и ЛИИ) удивительная цифра. Щербаковым, специализировавшимся в одной из наиболее сложных, ответственных и опасных испытательных работ и получившим неофициальный титул «профессора штопора», было испытано на штопор 22 типа самолетов-истребителей. Конечно, это уникальное явление. Хотя бы потому, что за соответствующий период в той же Европе не было выпущено столько типов самолетов-истребителей. В США таких самолетов было выпущено больше, но там продолжительность работы военных летчиков-испытателей, проводивших подобные испытания, не превышала, как правило, десятка лет.

 

Источник:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%

D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%

D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_(%D0%BB%D1%91%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA)

http://wwii-soldat.narod.ru/200/ARTICLES/BIO/scherbakov_aa.htm

https://testpilot.ru/review/isplii/pilot/50/shcherbakov.htm

http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/sssr-3/sssr-2/shh/shherbakov-aleksandr-aleksandrovich/

http://inbio.livejournal.com/27622.html

https://www.youtube.com/watch?v=IuSb6VrESCk&list=PL1ri-70GqoMG7wjrHsXXrM0Gy9IoUk_GO

http://wingstv.ru/

 

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
Категория: Лётчики СССР | Добавил: soviet-union-ussr (25.12.2017) | Автор: Орлов Г. В. E W
Просмотров: 177 | Теги: Щербаков Александр Александрович — , ссср, Щербаков Александр Александрович — | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск



ВАША ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Favicon.ru - создание фавиконов,
    1

    © 2017-2018 ussr-cccp.moy.su 

    Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
     
    Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей