Савицкий Евгений Яковлевич — Советский военный лётчик и военачальник - Маршал авиации СССР (11.12.1910 - 06.04.1990)
Биография:
Савицкий Евгений Яковлевич — Советский военный лётчик и военачальник - Ас-истребитель Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Маршал авиации (1961). Лауреат Ленинской премии (1978). Заслуженный военный лётчик СССР (1965). Кандидат в члены ЦК КПСС (1961—1966). Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва.
Жена — Лидия Павловна Савицкая (Лазаренкова, 1924—1986), в годы войны была авиационным диспетчером в штабе 3-го истребительного авиационного корпуса. Дочь — Светлана Савицкая (1948), лётчик-космонавт, совершила два полёта в космос и также дважды удостоена звания Героя Советского Союза.
Евгений Яковлевич Савицкий родился в городе Новороссийск Черноморской губернии (ныне Краснодарского края) 24 декабря 1910 года.
В семь лет остался без отца. Жизнь отца оборвала азиатская холера, губительные эпидемии которой случались в те времена нередко.
Окончил школу ФЗУ и несколько лет работал дизелистом на заводе «Пролетарий»
Трудовую деятельность начал подручным в порту, затем на судоверфи слесарем. Окончил школу ФЗУ при цементном заводе «Пролетарий»в Новороссийске, работал механиком по ремонту автомобилей, шофёром. Был секретарём комитета ВЛКСМ на заводе «Пролетарий».
Русский.
В Советской армии с 1929 года.
Член КПСС с 1931 года.
В 1932 году окончил 7-ю Сталинградскую военную школу лётчиков Приволжского военного округа. После окончания школы остался в ней в качестве инструктора-лётчика и временно исполняющего должность (врид) командира звена.
С февраля 1934 по февраль 1936 года – командир звена, командир авиационного отряда 18-й лёгкой штурмовой авиаэскадрильи Украинского военного округа (город Киев)
С 1937 года на командных должностях: командир звена, эскадрильи, полка.
В 1941 году командовал 29-й истребительной авиационной дивизией на Дальнем Востоке.
На фронтах Великой Отечественной войны воевал с января 1942 года. В том году занимал должности командующего ВВС 25-й армии, командира 205-й истребительной авиационной дивизии, командующего авиагруппой 17-й воздушной армии.
Полковник (07.1942)
В декабре 1942 года назначен командиром 3-го истребительного авиационного корпуса, которым он руководил до конца войны.
В боях под Харьковом и Сталинградом он проявил себя зрелым и грамотным командиром, а оптимизм и энергичность, с какими он решал самые сложные задачи, создавали впечатление удачливости молодого комдива... В начале 1943 года он был назначен командиром 3-го истребительного авиационного корпуса и приступил к формированию этого соединения.
Генерал-майор авиации (17.03.1943)
В начале апреля он был вызван к И. В. Сталину, который обрисовал задачи корпуса в грядущем сражении, и уже 20 апреля в составе 4-й Воздушной армии лётчики корпуса провели свои первые бои, сбив за день 47 самолётов противника.
В этот день один неприятельский бомбардировщик уничтожил сам командир корпуса. А через неделю его Як-1 был сбит очередью стрелка с Ju-87. Савицкий приводнился с парашютом, и вновь ему повезло: он был подобран катерниками неподалёку от своего родного Новороссийска.
К марту 1944 года в воздушных боях генерал-лейтенант Савицкий сбил 15 самолётов противника.
Генерал-лейтенант авиации (11.05.1944)
Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 11 мая 1944 года за умелое руководство корпусом и 107 боевых вылетов, в которых он сбил 15 самолётов противника.
К концу войны на счету Савицкого значилось 22 сбитых лично и 2 в группе самолётов противника. Всего им было произведено 216 боевых вылетов.
п / п
|
Д а т а
|
Сбитые самолёты
|
Место воздушного боя
(одержанной победы)
|
Свои
самолёты
|
1
|
28.06.1942 г.
|
1 Ме-109
|
Гатище - Юрское
|
ЛаГГ-3, Ла-5, Як-1,
Як-9, Як-3, Ла-7.
|
2
|
27.07.1942 г.
|
1 Ме-109 (в группе - 1/3)
|
севернее Воронежа
|
3
|
15.09.1942 г.
|
1 FW-190
|
юго-восточнее Конь-Колодезь
|
4
|
20.04.1943 г.
|
1 Ju-87
|
Крымская
|
5
|
05.05.1943 г.
|
1 Ме-109
|
севернее Крымская
|
6
|
09.09.1943 г.
|
1 Ju-88
|
западнее Вишневский
|
7
|
27.10.1943 г.
|
1 Ju-88
|
юго-восточнее Ново-Рубиновка
|
8
|
03.01.1944 г.
|
1 Ме-109
|
Трудолюбовка
|
9
|
02.03.1944 г.
|
1 Ме-109
|
Райзендорф
|
10
|
13.03.1944 г.
|
1 Не-111
|
аэродром Райзендорф (ночью)
|
11
|
09.04.1944 г.
|
1 Ме-109
|
юго-западнее Тархан
|
12
|
01.07.1944 г.
|
1 "Шторх"
|
восточнее Минска
|
13
|
17.01.1945 г.
|
1 Ме-109
|
юго-западнее Сохачев
|
14
|
19.01.1945 г.
|
1 FW-190
|
северо-западнее Пиляшкув
|
15
|
03.03.1945 г.
|
1 FW-190
|
севернее Пиритц
|
16
|
06.03.1945 г.
|
1 Ju-87
|
восточнее Альтдамм
|
17
|
11.03.1945 г.
|
1 FW-190
|
северо-восточнее Грайфенхаген
|
18
|
17.04.1945 г.
|
1 FW-190
|
Берлин
|
19
|
23.04.1945 г.
|
1 FW-190 (в группе - 1/3)
|
Басдорф
|
05 июня 1945 году Савицкий был награждён второй медалью «Золотая Звезда». За умелое руководство боевой работой частей корпуса, за произведённые 28 660 боевых самолёто-вылетов, 1653 сбитых самолёта противника частями корпуса за время его командования генерал-лейтенант Савицкий Евгений Яковлевич был удостоен звания дважды Героя Советского Союза.
За время войны Савицкий был 22 раза упомянут в благодарственных приказах Верховного Главнокомандующего.
В 1948 году назначен командующим авиацией ПВО.
С 20 февраля 1949 года по 1 февраля 1952 года командующий 64-й ВИА ПВО (до 31.10.49 - 78-я ВИА).
В 1955 году окончил Академию Генерального штаба.
Генерал-полковник авиации (08.08.1955);
Звание Маршал авиации присвоено в 1961 году.
С 1966 года назначен заместителем главнокомандующего Войсками ПВО страны.
С 1980 года в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
Маршал авиации (06.05.1961).
Кандидат в члены ЦК КПСС (1961—1966). Избирался депутатом Верховного Совета СССР 6-го созыва.
Свой последний полёт он провёл 01 июня 1974 года, в возрасте 63 лет
Евгений Яковлевич Савицкий скончался 06 апреля 1990 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Награды:
Две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (11.05.1944, 02.06.1945);
три ордена Ленина (в том числе 11.05.1944, 1954;
орден Октябрьской Революции (23.12.1980);
пять орденов Красного Знамени (в том числе 23.11.1942, 16.03.1942, 1945, 1955);
орден Суворова 2 степени (14.02.1944);
орден Кутузова 2 степени (26.07.1944);
орден Отечественной войны 1 степении (11.03.1985);
два ордена Красной Звезды (в том числе 03.11.1944);
орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й степени;
орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975);
медали СССР;
лауреат Ленинской премии (1978);
Заслуженный военный лётчик СССР (19.08.1965);
Орден Клемента Готвальда (5.5.1975);[5]
другие иностранные ордена и медали.
Память:
Бронзовый бюст в Новороссийске.
Мемориальная доска в Москве.
Командующий 16-й ВА генерал-лейтенант авиации А С Горяинов и дважды Герой Советского Союза маршал авиации Савицкий в Музее 16-й ВА.
Бронзовый бюст Героя в Новороссийске.
Надгробный памятник на Новодевичьем кладбище.
Памятная табличка на доме, где в 1955—1990 годах жил Е. Я. Савицкий в Москве (Смоленская набережная, д. 5/13).
В честь Савицкого Е.Я. было присвоено имя Пушкинскому высшему училищу радиоэлектроники ПВО (Санкт-Петербург, г. Пушкин).
Библиография:
В небе над Малой землей. Краснодар, 1980.
Савицкий Е. Я. Небо — для смелых. — М.: ДОСААФ, 1985.
Савицкий Е. Я. Полвека с небом. — М.: Воениздат, 1988.
Савицкий Е. Я. Я — «Дракон». Атакую! — М.: Мол. гвардия, 1988.
Савицкий Е. Я. В небе над Крымом. — М.: известия советов народных депутатов СССР, 1985.
Мифы, События, Факты.
1. Герой Советского Союза полковник в отставке А. Тищенко рассказывал о боевой работе Е. Я Савицкого:
"В одну из ночей на вражеском аэродроме шли боевые полёты. Ночной старт был замаскирован и обозначен лишь несколькими фонарями. В середине ночи над этим аэродромом с потушенными навигационными огнями появилось несколько советских истребителей. Вдруг небо разрезала огненная струя пушечной очереди. Трассирующие снаряды впивались в фашистский бомбардировщик. Вспыхнув, как свеча, тот камнем пошёл к земле. В это же время на стоянку "Юнкерсов" и "Мессершмиттов" посыпались бомбы. Зенитчики открыли ураганный огонь по невидимым самолётам. А те, сбросив бомбы, начали поливать аэродром и посёлок, где жили фашисты, свинцовым огнём. Наконец в эфире раздался спокойный басок.
- Порядок! Возвращаемся обратно! Я - "Дракон". (позывной Е. Я. Савицкого)"
2. Говоря о фактическом боевом счёте Савицкого, следует помнить, что его последняя личная победа, одержанная 27 апреля 1945 года над Берлином, на была включена в официальный список. Кроме того, на его счёт можно записать ещё одну групповую победу. Сам Евгений Яковлевич пишет об этом случае так:
Е.Я.Савицкий
"...В тот же день мне вместе с группой майора Слизень удалось поработать с нового аэродрома Парубанок. Связавшись по радио с танкистами, мы вылетели на перехват вражеских истребителей и сбили 4 самолёта. Одного из "Фоккеров" я мог бы записать на свой боевой счёт, но делать этого не стал. Немец, получив добрую порцию от кого-то из наших, пытался выйти из боя и уже дымил. Моя очередь, как мы это называли, лишь добила подранка..."
3. В ходе Висло-Одерской операции его корпусу, только что полностью перевооружённому на Як-3, было поручено прикрытие переправ через Вислу. В условиях быстрого наступления советских войск вопросы базирования возникали весьма остро. В паре со своим ведомым С. Самойловым он неоднократно лично разведывал новые аэродромы и площадки, опробывал их пригодность. В Восточной Пруссии во время весенней распутицы несколько полков корпуса взлетали и садились на участок шоссе, длина и ширина которого были вдвое меньше нормативных требований... Первым с импровизированного аэродрома взлетел сам Савицкий.
4. Для генерала Савицкого были характерны передовые взгляды на боевое применение авиации. В полках его корпуса прошли обкатку и утвердились многие новинки боевой техники: здесь и радиолокационные станции, и самые современные модификации «Яков», и новейшие системы вооружения истребителей. Как командир он сумел создать условия роста боевого мастерства подчинённых ему лётчиков. Тщательно планируя боевые задания, он сам частенько поднимал свой истребитель в составе ударных и прикрывающих групп, совершал боевые вылеты с большинством лётчиков своего корпуса, вникал в нюансы быта и технического обслуживания. Под его командованием сражались такие выдающиеся лётчики-асы, как С. Моргунов и И. Фёдоров, П. Тарасов и М. Пивоваров, А. Осадчиев и Н. Павлушкин, В. Меркулов и С. Маковский.
5. О высоком лётном мастерстве Савицкого говорит случай, который произошёл в июне 1945 года, когда его Як-3, был условно атакован английским «Темпестом». Комкор принял навязанный ему воздушный бой и трижды зашёл в хвост условному противнику, обыграв его по всем пунктам...
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%
D0%B8%D0%B9_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://aviacity.eto-ya.com/2013/04/12/savickij-evgenij-yakovlevich-biografiya/
http://airaces.narod.ru/all10/savitsky.htm
http://planetavvs.ru/sokol-rossii/v-ognennom-nebe-voyn/savitskiy-evgeniy-yakovlevitch.html
http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A1/savickij-evgenij-yakovlevich/polveka-s-nebom
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |