Благовещенский Алексей Сергеевич — Лётчик-испытатель СССР 1-го класса (18 октября 1909 - 25 мая 1994)
Благовещенский Алексей Сергеевич — Герой Советского Союза - Генерал-лейтенант авиации (1943) - Лётчик-испытатель 1-го класса (1950).
Биография:
Благовещенский Алексей Сергеевич родился 18 октября 1909 года в семье железнодорожного машиниста из Брест - Литовска. (ныне — город Брест, БССР). Белорус.
С 1914 года жил в Курске.
Впервые Алёша увидел самолёт в 5-летнем возрасте: отец повёз его на окраину города, где стояло крылатое чудовище. Неожиданно оно затрещало, и пыль с песком ударила ребёнку в глаза, а через минуту, встряхнув головой, он увидел только маленькую точку в небе. Это поразило его до глубины души.
Второй раз он был потрясён захватывающими рассказами о полётах военных лётчиков на авиационном празднике в Курске, где Алексей учился в промышленно - экономическом техникуме. После этого решил окончательно: "Буду только лётчиком !"
В 1927 году окончил Курский промышленно-экономический техникум.
В армии с апреля 1927 года.
Путёвку в армию тогда давала комсомольская ячейка, и по окончании техникума ребята не могли не поддержать своего лидера по учёбе, футболу и гимнастике. Но чтобы попасть в военно - теоретическую школу ВВС Ленинграда, ему пришлось пройти конкурс 10 к 1 при таком строгом отборе, который Алексей Сергеевич помнил всю жизнь, тем более, что взял грех на душу - на 2 месяца увеличил себе возраст. И вот теперь он уже имел возможность потрогать каждую деталь самолёта, изучать органы управления, рулить и выполнять пробежки.
В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС.
Из полутора лет упорного освоения мастерства полёта самым знаменательным для Алексея стал день рождения 18 октября, совпавший с первым самостоятельным вылетом.
В ноябре 1929 года после юбилейного 25-го выпуска школы младший лётчик Алексей Благовещенский прибыл в 15-ю Брянскую истребительную авиабригаду Белорусского военного округа, где 4 года работы в составе звена, эскадрильи и групп более 100 самолётов, сделали из него лётчика, в совершенстве знавшего истребители, поражавшего всех железной выдержкой в воздухе и точным расчётом при маневре.
Лётная группа Благовещенского
На соревнованиях округа его звено вызывало восторг командования филигранной точностью дистанций и интервалов, оригинальностью полёта на самолётах, связанных между собой одним шнуром, и это при отсутствии тогда радиосвязи.
В Бригаду приезжал герой - испытатель Валерий Чкалов с персональным заданием проверить технику его пилотирования. Причиной приезда, по предположению Алексея Сергеевича, могли послужить 2 случая из его лётной практики: первый произошёл на Центральном аэродроме в Москве, когда при взлёте у него вдруг вспыхнул мотор. В труднейших условиях Алексей спас машину. Второй случай связан с гибелью на глазах начальника ВВС лётчика Григорьева, не сумевшего на малой высоте уйти к верхней точке петли. Взлетев вслед за Григорьевым, Алексей стал уверенно закручивать каскады на той же высоте.
После полёта с Чкаловым молодой командир звена укрепил свою веру в возможности новых истребителей по набору высоты в процессе боевого разворота и выхода из-под удара.
В 1929 году — окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Брянске).
С 1933 года — в авиации Тихоокеанского флота.
Звание - Капитан (19.03.1936)
В мае 1936 года "за выдающиеся личные успехи по овладению авиационной техникой и умелое руководство боевой и политической подготовкой" награждён орденом Красной Звезды.
С сентября по декабрь 1937 года — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-5, И-15 и И-16.
Благовещенский Алексей Сергеевич c декабря 1937 года по август 1938 года участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае[. Был командиром истребительной авиаэскадрильи, затем — командиром истребительной авиагруппы. Совершил 73 боевых вылета на истребителе И-16, в 11 воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 16 самолётов противника.
Звание - Полковник (26.09.1938; внеочередное звание)
14 ноября 1938 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, майор Благовещенский Алексей Сергеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
С октября 1938 года по январь 1939 года — вновь на лётно-испытательной работе в Научно-испытательном институте ВВС. Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-153 и И-16.
С октября 1938 года был лётчиком - испытателем отдела сухопутных самолётов НИИ ВВС РККА.
Член ВКП(б) с 1939 г.
В январе - апреле 1939 года, став уже полковником, учился на КУВНАС при Академии Генерального штаба, по окончании которых назначен командиром 54-й истребительной авиационной бригады Ленинградского военного округа.
Командуя 54-й ИАБ, так организовал её работу, что она была отмечена в приказе Наркома Обороны в числе лучших. На КП своего аэродрома организовал испытания первых наземных радиолокационных комплексов наведения "Редут", на нескольких И-16 установил радиостанции и опробовал их в боевой обстановке.
Участник советско-финляндской войны 1939—1940 годов в должности командира 54-й истребительной авиационной бригады. Совершил 39 боевых вылетов на истребителе И-16, участвовал в 3 воздушных боях.
С апреля 1940 года командир 60-й истребительной авиационной бригады, затем с августа того же года - командир 27-й авиационной дивизии Закавказского Военного округа.
Звание - Комбриг (04.05.1940)
С января 1941 года заместитель командующего ВВС Дальневосточного фронта.
С начала Великой Отечественной войны А. С. Благовещенский в прежней должности.
С октября 1942 года командир 2-го истребительного авиационного корпуса резерва ВГК. Корпус под командованием А. С. Благовещенского сражался на Калининском, Волховском, Западном, Степном, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. А. С. Благовещенский умело руководил действиями корпуса в Великолукской наступательной операции, при прорыве блокады Ленинграда ( операция "Искра" ), в Ржевско - Вяземской, Орловской и Городокской наступательных операциях.
В 1943 году А. С. Благовещенскому присвоено воинское звание "Генерал - лейтенант авиации".
С июня 1944 года корпус в составе 1-й Воздушной армии 3-го Белорусского фронта принимал участие в освобождении Белоруссии и Литвы. В боевой характеристике А. С. Благовещенского за этот период отмечалось, что 2-й истребительный авиационный корпус особенно отличился при прорыве долговременной глубоко эшелонированной обороны противника на подступах к городам Орша и Витебск, в боях за освобождение городов Минск, Молодечно, Вильнюс и Каунас, при обеспечении форсирования войсками фронта реки Неман. Только в июне - августе 1944 года корпус под командованием А. С. Благовещенского совершил 4905 боевых самолёто - вылетов с налётом 4485 часов, провёл 218 воздушных боев, сбил 308 самолётов противника, уничтожил большое количество боевой техники противника на земле. За участие в освобождении города Орша корпусу было присвоено почётное наименование "Оршанский".
С сентября 1944 года корпус в составе 2-й Воздушной армии 1-го Украинского фронта принимал участие в Висло - Одерской наступательной операции, обеспечив ввод в сражение 4-й танковой армии.
Всего за годы войны А. С. Благовещенский лично совершил 48 боевых вылетов. Этот невысокого роста, плотный и энергичный генерал пользовался у лётчиков большим авторитетом. Командуя крупным соединением он продолжал много летать, всегда первым из лётчиков корпуса осваивал новые типы самолётов, часто вылетал на боевые задания и мастерски провёл несколько воздушных боёв. В обращении с людьми он был прост, высокую требовательность к подчинённым умел сочетать с отеческой заботой об их нуждах и запросах.
09 февраля 1945 года при осмотре нового аэродрома в Любене ( территория Германии ) машина с Благовещенским наскочила на мину и он был тяжело ранен. На санитарном самолёте, в сопровождении истребителей прикрытия, его отправили во фронтовой госпиталь. Весь личный состав корпуса сожалел о случившимся: Благовещенский принадлежал к числу таких командиров, которых подчинённые не только уважают, но и любят искренней сыновьей любовью. На фронт Алексей Сергеевич уже не вернулся ( до сентября 1945 года находился на излечении ).
Согласно некоторым источникам, общим итогом его боевой деятельности стали 12 самолётов противника сбитых лично и 25 в группе с товарищами.
В 1945—1947 — начальник Высшей офицерской школы воздушного боя (в городе Люберцы).
В 1947—1949 — помощник командующего 7-й (с февраля 1949 года — 62-й) воздушной армией ПВО по строевой части (Бакинский округ ПВО).
В 1949—1952 — начальник Управления испытаний самолётов Государственного Краснознамённого научно-испытательного института (ГК НИИ ВВС).
С апреля 1952 года по июль 1959 года — начальник ГК НИИ ВВС. Принимал участие в государственных испытаниях различных самолётов, в том числе реактивных истребителей Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19, СМ-12, СМ-50, реактивного разведчика Як-25Р, пассажирского самолёта Ил-18.
С апреля 1960 года генерал-лейтенант авиации А. С. Благовещенский — в запасе. Выполнив 3554 полёта и налетав 2978 часов 40 минут, и тут же получил приглашение А. Н. Туполева на работу по испытаниям новых самолётов.
Работал в ОКБ А. Н. Туполева: заместителем начальника (1962—1965).
Начальником лётно-испытательной базы (1965—1975).
Заместителем главного конструктора (1975—1983).
Ведущим конструктором (1984—1985).
Жил в посёлке Чкаловский (ныне — в черте города Щёлково) Московской области, затем — в Москве.
Умер 25 мая 1994 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Награды:
Герой Советского Союза (14.11.1938)
2 ордена Ленина (14.11.1938, 20.04.1953)
орден Октябрьской Революции (197..)
3 ордена Красного Знамени (08.03.1938, 15.01.1940, 30.04.1947)
орден Суворова 2-й степени (30.08.1943)
орден Кутузова 2-й степени (22.07.1944)
орден Богдана Хмельницкого 2-й степени (06.04.1945)
2 ордена Отечественной войны 1-й степени (22.02.1943, 11.03.1985)
2 ордена Красной Звезды (25.05.1936, 3.11.1944)
медали:
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За оборону Ленинграда»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
Память:
В посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области) на доме (улица Ленина, дом 1), в котором в 1950—1959 годах жил А. С. Благовещенский, установлена мемориальная доска.
Примечания:
Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации А. С. Благовещенский. Суд памяти // журнал "Крылья Родины", № 6, 1969. стр.31
Литература:
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
Золотые Звёзды тихоокеанцев. — Владивосток, 1982. — С. 57-62.
Кузнецов И. И., Джога И. М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). — Иркутск, 1983. — С. 72-73.
Навечно в сердце народном. — 3-е изд., доп. и испр. — Минск: БССР. Сов. Энциклопедия, 1984. — С. 59. — 607 с.
Мифы, события, факты:
1. Секретная операция "ЗЕТ" предполагала не только поставки лучшего вооружения китайскому народу для сопротивления японскому агрессору, развязавшему "молниеносную" войну в июле 1937 года. Уже на следующий день после прибытия в Нанчан новый командир советской истребительной авиации А. С. Благовещенский возглавил свой первый бой, и успех в нём воодушевил лётчиков, которые до этого несли большие потери от японцев, превосходивших их по численности в 5 - 7 раз.
С начальником, который виртуозно владел техникой, показывая личный пример храбрости, лётчики воевали уверенней. Его принципы боя: один за всех и все за одного; одиночка - мишень для противника; командир тот, кто атакует, помогай ему; высота - преимущество перед противником, вскоре почувствовали на себе японские самураи неба.
За короткий срок, сумев создать ударную истребительную группу советских и китайских лётчиков ( более 120 самолётов ), Благовещенский разгромил лучшие японские эскадрильи: "Четыре короля неба", "Кисарадзу", "Сасебо" и другие. Совершив 73 боевых вылета и приняв участие в 11 воздушных боях, он лично сбил 7 японских самолётов.
Алексей Сергеевич особенно запомнил битву 29 апреля 1938 года над Ханькоу в день рождения императора Японии, когда тайно поменяв аэродромы, его группа неожиданным ударом перерезала дорогу армаде бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Праздничный "подарок" - 21 сбитый самолёт - на 3 дня погрузил Японию в траур.
Когда руководство Китая колебалось, чьи современные самолёты - истребители покупать - западные или советские, Благовещенским был предложен простой выход: организовать соревнования с лётчиками, летавшими на западной технике. При этом дать возможность взаимно изучить чужие самолёты и получить отзывы о нашей технике со стороны. Полетав на британском истребителе - биплане "Гладиатор", он доказал слабость регулировки его крыльев и предложил в присутствии комиссии лётчику, летавшему на "Гладиаторе", полетать на нашем И-16, но тот, по непонятным причинам, отказался.
Когда прибыла покровительница китайской авиации мадам Чан Кай-ши, начался демонстрационный пилотаж. Лётчик на "Гладиаторе" искусно показал своё умение и качество самолёта держаться на больших углах атаки. За ним наш лётчик Рахов блестяще выполнил каскад фигур на истребителе И-15.
Настала очередь Благовещенского вылететь на И-16. На максимальной скорости бреющего полёта он поставил вертикальную свечу до полной потери скорости, подвёл плавно самолёт к земле и в вертикальной плоскости исполнил ряд фигур при высокой скорости. Всего в 30 метрах от земли заложил двойной вираж с перегрузкой, при которой на крыльях возникли блестящие белые струи. Затем резко погасил скорость и эффектно "притёр" самолёт на 3 точки к земле, остановив его как, послушного коня, у самой кромки поля, где сидела мадам Чан Кай-ши. Встав с места, она восхищённо зааплодировала. На следующий день многие газеты Китая вышли с сообщением: "Русские победили с огромным счётом ! Их перевес над западной техникой неодолим !.." Этим восхищением судьба кредитов и крупных поставок была решена в пользу советской техники. "Гладиаторы" были приобретены китайцами в небольших количествах. Всего китайским правительством в дальнейшем было приобретено 287 И-15бис и 197 И-16. Британских "Гладиаторов" Мк.I было поставлено в Китай всего 36 штук.
После последнего боя с японцами 03 августа 1938 года в самолёте Благовещенского насчитали 30 пробоин, 11 пуль сплющились о бронеспинку его И-16. Пробитый мотор остановился. Лётчик спланировал, но так как шасси не выпустилось, он посадил истребитель на "брюхо".
2. Командование корпуса не мешало Благовещенскому всегда первым осваивать новые самолёты и переучивать лётный состав. Для перехвата самолётов противника он и командир 1-го авиакорпуса Белецкий начали использовать на своих командных пунктах наземные радиолокационные станции, которые вскоре стали неотъемлемым элементом КП всех корпусов. Благовещенский относился к тем командирам, которые сами вылетали на выполнение различных боевых задач. Сам он не разлучался со своей личной радиостанцией Р-399. В любое время суток его позывной "Сатурн-2" и приятный голос радистки Иры Угловой знали все лётчики, штабы и радисты корпуса.
3. Благовещенский, как гость английской королевы, напомнил высоким чиновникам об обещании. Ради сохранения английского достоинства полёт был разрешён: на полчаса, в которые входило и время ознакомления с самолётом. Газета "Дэйли экспресс" потом сообщала: "Странная сцена - генерал сбросил пиджак, заправил брюки в ботинки и залез в кабину. Главный лётчик - испытатель Билл Бетфорд в течение пяти минут через переводчика объяснял назначение приборов..." После полёта маршал авиации Честер подарил Алексею Сергеевичу высотный шлем с надписью: "Поразившему нас красному асу Благовещенскому". А Бетфорд назвал его лучшим пилотом мира.
4. С Туполевым Алексей Сергеевич был знаком с 1950 года. На большинстве послевоенных туполевских самолётах, поступавших на испытания или имевшихся в ГК НИИ ВВС, он летал, подписывал, как начальник ГК НИИ ВВС акты и рекомендации по ним. Когда его рекомендации нарушали сроки, установленные правительством, в институт приезжал сам А. Н. Туполев, чтобы "задавить" своим авторитетом подчинённых А. С. Благовещенского, на что Алексей Сергеевич отвечал: "Вы создаете технику, а мы ищем её слабые стороны - каждому своё". Андрей Николаевич смеялся и говорил: "А кормить меня ты будешь ?"
5. Имя Героя Советского Союза генерал-лейтенанта А.С. Благовещенского хорошо известно авиаторам многих поколений… Мне лично довелось узнать А.С. Благовещенского и как отважного летчика, как умелого командира и надежного боевого товарища.
В 1927 году юный курсант Алеша Благовещенский написал такие строки: «Орел поднимается в небо, сверкая могучим крылом. И мне бы хотелось, и мне бы туда, в небеса за орлом».
Генерал-лейтенант Благовещенский не только сам стал орлом отечественной авиации, но из-под его крыла вылетели более 50 Героев Советского Союза фронтовиков и испытателей.
Маршал авиации Е.Я. Савицкий.
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D
0%B9,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D
1%87
http://airaces.narod.ru/china/blagov.htm
http://www.redov.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2009_10/p2.php
http://persones.ru/biography-19723.html
https://ok.ru/vseoross/topic/64422248270740
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |