СССР      

   СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК  

Категории раздела

Авиаконструкторы СССР [13]
Авиаконструкторы СССР
Военачальники СССР [5]
Военачальники СССР
Генералы СССР [5]
Генералы СССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Командармы СССР [3]
Командармы СССР,
Комбриги СССР [1]
Предпосылкой с созданию персонального воинского звания «комбриг» является проведение военной реформы 1924 года, в результате которой согласно приказу РВС № 807 от 20.06. 1924 весь командирский состав был разделен на 14 должностных категорий и 10-й категории (К-10) из группы высшего командного состава соответствовала типовая командно-строевая должность «помощник командира дивизии или командир отдельной бригады», который в качестве знака должностного положения имел в петлице один ромб. Командир бригады в РККА являлся промежуточной ступенью между полковником и генерал-майором. Связано это было с тем, что в действующей армии стало достаточно распространено тактическое соединение больше полка и меньше дивизии — бригада.
Комкоры СССР [6]
Комкор — сокращенное название должности командира корпуса и воинское звание высшего командного состава в пехоте, коннице и авиации (ВВС) Красной Армии. Введно Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 сентября 1935 года О введении персональных военных званий начальствующего состава РККА
Лётчики СССР [24]
Летчики СССР, Лётчики-испытатели СССР, Лётчики гражданской авиации Лётчики военной авиации.
Лётчики-космонавты СССР [2]
Лётчики-космонавты Союза Советских Социалистических Республик
Маршалы СССР [7]
Маршалы СССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Министры СССР [1]
Министры СССР Советский государственный деятель ССССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Писатели СССР [6]
Писатели СССР, поэты СССР, публицисты СССР,
Профессора [5]
Профессора, Граждане СССР. Очерки, Биографии, Статьи,
Руководители СССР [54]
Руководители СССР, Вожди СССР, Генеральные секретари СССР, Советский государственный деятель СССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Скульпторы СССР [2]
Скульпторы СССР, Новости, События, Факты, Биографии
Сов.Гос.Деятели СССР [28]
Советский государственный деятель ССССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Учёные - изобретатели СССР [5]
Изобретатели СССР,статьи, биографии,очерки, описания,
Штурманы СССР [4]
Штурманы СССР, Штурманы гражданской авиации, Штурманы военной авиации.

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 25

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » ГРАЖДАНЕ СССР » Лётчики СССР

Антипов Юрий Александрович — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (06 марта 1915 — 04 июня 1997)

 Антипов Юрий Александрович — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (06 марта 1915 — 04 июня 1997) 

 

Антипов Юрий Александрович — Заслуженный лётчик-испытатель СССР - Герой Советского Союза (1957), полковник.

 

Биография:

Антипов Юрий Александрович родился 06 марта 1915 года в Москве в семье рабочего. Русский.

Окончил неполную среднюю школу и школу ФЗУ. В 15 лет начал работать на самолетостроительном заводе, там же поступил в аэроклуб.

Юношам, работавшим на заводе, было чему позавидовать и было у кого поучиться. Для них организовали здесь одну из первых в стране авиационную школу Осоавиахима. Шефство над ней взяли заводские лётчики-испытатели. Только преданность авиации открывала дверь в эту школу. Группа молодых ребят-рабочих своими руками построила планер. Одним из энтузиастов этой работы был и Юрий Антипов.

Первые шаги в небо Юрий сделал в 1932 году в районе станции Трикотажной Рижской железной дороги. Здесь проходили полёты, здесь учили летать. Вместе с учлётами планерной школы тренировался и молодой авиаконструктор Олег Константинович Антонов.

В декабре 1933 года из Оренбургского училища прибыл инспектор-лётчик проверить технику пилотирования учлётов и лучших отобрать для дальнейшей учёбы в военной авиашколе. В числе 30 счастливцев оказался и Юрий Антипов. Но в Оренбурге Юрий проучился недолго. Его с другими 20 товарищами направили в Одесскую школу военных лётчиков.

В 1934 году был призван в ряды Красной Армии, в том же году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов и оставлен в ней лётчиком-инструктором.

С началом Великой Отечественной войны на фронте.

В составе 402-го истребительного авиаполка специального назначения принимал участие в боевых действиях на Северо-Западном фронте, где и открыл счёт своих побед.

В сентябре 1941 года капитан Ю. А. Антипов был направлен в 180-й истребительный авиаполк на должность заместителя командира эскадрильи. В один из дней около 30 вражеских многоцелевых самолётов Messerschmitt Bf.110 попыталась нанести штурмовой удар по аэродрому полка. Навстречу им поднялось 6 наших истребителей МиГ-3. Советские лётчики стремительной атакой сверху сбили сразу две машины. Но противник не отступил: разделившись на две группы он вступил в бой. Первая группа направилась в сторону аэродрома, а вторая связала боем наших лётчиков. Завязалась ожесточённая воздушная схватка. Наши лётчики энергично маневрировали, не позволяя немцам расстрелять самолёты, стоявшие на аэродроме. И тогда противник решил атаковать «МиГи» сразу двумя группами. Обстановка в воздухе ещё более обострилась.

Двум «Мессерам» удалось зайти в хвост самолёта Ю. А. Антипова и поджечь его. Тот стал выходить из боя. Немцы — за ним, пытаясь добить. Командир эскадрильи А. Ф. Семёнов бросился на помощь товарищу и с короткой дистанции расстрелял увлекшегося преследованием гитлеровца. Ю. А. Антипов, будучи раненным, сумел посадить свой повреждённый самолёт. В этом бою наша шестёрка сбила 6 вражеских самолётов, 2 из них пришлось на долю Ю. А. Антипова. Но ранения оказались серьёзными и лётчика отправили на По-2 в Калининский госпиталь. К тому времени, летая на истребителе МиГ-3, он совершил около 200 боевых вылетов и одержал 7 воздушных побед.

После излечения Ю. А. Антипов был отправлен на лётно-испытательскую работу.

Летом 1942 года ему доверили особое задание: проводить испытания поставляемых по ленд-лизу из США и Великобритании истребителей «Томагаук», «Киттихаук», «Харрикейн» и переучивание на них советских лётчиков. Эта работа проводилась в 27-м запасном авиаполку на одном из аэродромов под Вологдой.

В начале 1943 года, закончив КУОС, капитан Ю. А. Антипов был направлен в НИИ ВВС, где участвовал в испытательных воздушных боях на трофейных самолётах с целью определения их наиболее слабых и уязвимых мест.

После войны полностью посвятил себя лётно-испытательской работе в Государственном Краснознаменном НИИ ВВС. Уже к ноябрю 1946 года Ю. А. Антипов был в числе 9 лётчиков, входивших в первую группу испытателей советских серийных реактивных самолётов. Он был удостоен чести быть ведущим лётчиком на государственных испытаниях опытного МиГ-9.

Насколько непростыми были эти испытания, говорит случай, происшедший с ним в одном из полётов при разгоне самолёта до максимальной скорости. На высоте 5 км из-за разрушения одной половины стабилизатора самолёт с большой вертикальной перегрузкой перешёл из горизонтального полёта в крутой набор высоты. Ю. А. Антипову разрешили покинуть самолёт. Однако, понимая важность сохранения опытной машины, лётчик, используя запас высоты, нашёл возможность управлять самолётом с помощью изменения работы двигателя. Рискуя жизнью он посадил машину на свой аэродром. Специалисты быстро разобрались в дефекте и провели необходимые конструктивные мероприятия.

Указ Президиума Верховного Совета СССР. За мужество и героизм, проявленные при спасении опытного самолёта МиГ-9, за успешное проведение испытаний, позволивших запустить его в серию, Подполковника Антипова Юрия Александровича наградили первым орденом Ленина. Произошло это в 1947 году.

1948 год — испытания истребителя МиГ-15 и показной пилотаж на празднике в Тушино. В последующие годы в ВВС началось активное освоение полётов днём и ночью, в облаках и за облаками. Ю. А. Антипов успешно освоил полёты в сложных метеоусловиях с боевым применением.

В 1954 году успешно освоил полёты на самолётах МиГ-17П и Як-25 в сложных метеоусловиях.

Поднял в небо и выполнил испытания Р-1 (И-320) 11 января 1949 года и Р-2 (И-320) 09 сентября 1949 года. Участвовал в испытаниях Ил-40, МиГ-19, Л-29.

При испытаниях на штопор самолёта МиГ-19, имеющего ещё большую стреловидность крыла, Ю. А. Антипов полетел в качестве лётчика облёта. Его сопровождал, как это обычно делается при полётах на штопор и других особо сложных испытаниях, второй самолёт (часто на нём летит оператор киносъёмки). Выводя из штопора, Антипов дал, как полагается, вначале педаль руля поворота против вращения, а затем отдал от себя ручку. При этом рослый Ю. А. Антипов, которому было тесно в кабине, незаметно для себя слегка отклонил её в сторону, против вращения. Самолёт продолжал штопорить. Как рассказывал потом Ю. А. Антипов, после второй попытки вывода с ним случилось что-то вроде шока или оторопи — он держал рули на вывод и ждал. Стрелка высотомера быстро вращалась.

Ю. А. Антипов осознал ситуацию и сразу вытянул шторку из заголовника кресла, приводящую в действие катапульту и защищающую лицо от встречного потока. Вначале должен был сброситься фонарь, но он остался на месте! Когда запаса высоты почти не оставалось, Ю. А. Антипов изо всех сил ударил кулаками снизу по фонарю, он слетел, и катапульта сработала. Как потом показали расчёты, сила удара по фонарю должна была быть не меньше (220 кг! (Разные сведения о силе удара 180 - 150)

Звание - Полковник (1950)

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 09 сентября 1957 года за освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-испытателю полковнику Юрию Александровичу Антипову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11096).

За свою лётную жизнь старший лётчик-испытатель НИИ ВВС Ю. А. Антипов освоил свыше 200 различных типов самолётов и вертолётов.

С 1964 года полковник Ю. А. Антипов — в отставке. Работал экскурсоводом в Музее ВВС в поселка Монино.

 

Антипов Юрий Александрович умер 04 июня 1997 года. Похоронен на кладбище деревни Леониха Щёлковского района Московской области, в 2-х км от Звездного городка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Награды:

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (09 сентября 1957 года - (№ 11096)

Три ордена Ленина (1947) (1955) (1957)

Четыре ордена Красного Знамени (1941) (1947) (1948) (1955)

Орден Отечественной войны I степени (1985)

Орден Отечественной войны II степени (1944)

Орден Красной Звезды (1949)

 

Медали:

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Медаль "30 лет Советской Армии и Флота"

Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»

Медаль «50 лет ВС СССР»

Медаль «60 лет ВС СССР»

Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»

и другие....

 

Нагрудные знаки:

Заслуженный лётчик - испытатель СССР (1959 год)

 

 

Память:

В посёлке Чкаловский  Московской области на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

 

Примечания:

Ныне Россия.

Як-30. Исторический очерк на портале airwar.ru«С августа 1961 г. в течение двух месяцев на подмосковном аэродроме Монино проходили сравнительные летные испытания Як-30 (борт "90"), L-29 и TS-11. От Советского Союза летали летчики ГК НИИ ВВС Ю. А. Антипов, В. К. Подольный и начальник управления А. Г. Терентьев».

 

Литература:

Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.

 

 

Мифы, события, факты:

1. 27 июля 1941 года памятно Юрию Антипову. В этот день он получил задание сопровождать самолёт-разведчик Пе-2. С рассветом взлетели с аэродрома. Всё складывалось как нельзя лучше. На высоте около 4000 метров спокойно прошли линию фронта. Южнее озера Жижицкое сфотографировали скопления войск на дорогах. Но на обратном пути их подстерегли 5 "Мессеров". Силы явно неравные. Юрий понимал, как важны сейчас командованию данные разведки. Выход один: связать врагов боем, чтобы дать возможность Пе-2 оторваться и уйти на свою территорию. Они увеличили скорость до максимальной. Пе-2 с резким снижением пошёл к линии фронта, а Юрий Антипов по крутой восходящей повёл свой истребитель навстречу немецким самолётам. Цель была проста: забраться выше врагов, чтобы иметь более удобную позицию для маневра и атаки, и, пропустив Пе-2 вперёд, надёжно прикрыть его с хвоста. Враги раскусили маневр советского истребителя. Они решили сначала сбить истребитель, а потом догнать и уничтожить менее скоростной бомбардировщик. Пилот самолёта-разведчика быстро среагировал на обстановку: резким пикированием он ушел к тёмному массиву леса и скрылся из виду.

Капитан Антипов остался один против 5 Ме-109. Он понимал, что его спасение в высоте, и тянул машину вверх. Вражеские машины рядом. Пулемётная трасса неслась к крылу. Юрий ввёл самолёт в крутой вираж с набором высоты. Как будто уклонился от пуль. И снова потянул вверх. МиГ-3 крутится как волчок, дрожит, но взбирается ввысь. Опять трасса. Попытался увернуться, но она впилась в крыло. Однако ударов пуль не слышно. Не сразу сообразил, что это не пулевая трасса, а срывные жгуты - воздушный поток, срываемый с консоли крыльев.

Истребитель МиГ-3.
Видя необычные маневры советского самолёта, враги замешкались. Юрий поймал один из "Мессеров" в перекрестие прицела и нажал гашетки. Пулемёты молчали. Попробовал перезарядить. Снова молчание. На мгновение растерялся. Надо уходить на полном газу. Толкнул ручу вперёд и в сторону, с полупереворота перевёл самолёт в крутое пикирование.

Поняв, что "МиГ" безоружен, 2 вражеских самолёта начали преследование, а остальные остались на высоте.

До нашего аэродрома было не менее 60 километров. Антипов на предельной скорости старался уйти от преследования или хотя бы дотянуть до своего аэродрома в надежде, что там помогут товарищи. Немцы продолжали погоню: уж больно лакомым кусочком был безоружный самолёт.

Показался аэродром. Горючего в баках оставалось мало. Дальше лететь некуда, надо принимать бой в районо аэродрома, пока не подоспеет помощь. Так решил Юрий Антипов. Тем более что один из пулемётов после нескольких перезарядок заработал. Юрий резко развернул машину навстречу врагам. С близкого расстояния открыл огонь по ведущему самолёту. Пулемёт дал только одну короткую очередь и вновь заклинил. Но эта короткая пулемётная очередь попала в мотор и маслорадиатор ведущей машины врага. Самолёт просел и, оставляя шлейф дыма, начал падать. Второй "Мессер" поспешил к линии фронта. Антипову было уже не до преследования: стрелка бензиномера приближалась к нулю. Проследив за местом посадки Ме-109, Антипов благополучно приземлился на аэродроме. Заруливая на стоянку, Юрий увидел невредимый Пе-2.

- Молодец, капитан! С первой, но, надеюсь не последней победой! - поздравил Юрия командир дивизии. Он тревожно следил за неравным боем и очень обрадовался успеху своего лётчика. Лишь только Антипов отошёл от комдива, как попал в руки друзей, и они его несколько раз восторженно подбросили на руках.

2. МиГ-9 вывезли на старт. Подполковник Антипов включил двигатели, проверил режимы их работы и взлетел. В полёте машина вела себя безукоризненно. Однако гибель Гринчика и неполадки в полётах Галлая заставляли быть начеку.

После одного из полётов Дмитрий Пикуленко, участвовавший в испытаниях другой машины, сообщил Антипову, что его машина плохо слушается рулей и склонна к резкому кобрированию - задиранию носа на скорости, близкой к максимально допустимой. Антипов решил проверить.

Всё в этот день начиналось как обычно. МиГ-9 отбуксировали на старт. Нормально на режимы вышли двигатели, и начался стремительный нарастающий по скорости разбег по квадратам бетонки. От тряски на стыках плит приборная доска слегка вибрировала, и трудно было следить за показаниями стрелок и индикаторов. Ручку чуть на себя, и машина, плавно оторвавшись от бетона, полезла в синеву неба. Подполковник Антипов любил эти мгновения и каждого взлёта ждал с нетерпением. Приборная доска замерла. Юрий Ангипов пробежал по ней глазами. Всё в норме. Можно набирать высоту. Самолёт в зоне испытательных полётов. Стрелка высотомера показывает 5000 метров. На контрольной площадке Антипов включил самописцы и начал разгонять самолёт, плавно передвигая рычаги секторов газа. Со свистом набирали обороты турбины. Скорость быстро нарастала. Стрелка прибора скорости приближалась к ограничительной риске.

Пока всё нормально, как и на первой машине. Вдруг на скорости 750 километров в час машина резко и неожиданно задирает нос и под большим углом идёт вверх. Мгновенно нарастают перегрузки. Они вдавили пилота в кресло, обтягивают кожу лица, зарябило в глазах. На какое-то мгновенье Антипов потерял сознание. Очнулся. Сквозь неприятную рябь в глазах просачивается яркий солнечный свет. Сознание возвратилось, и с ним тревожная мысль: "Что случилось?"

Осмотрелся. Машина под углом 45 градусов набирает высоту. Солнечные блики играют на бронестекле, слепят. Посмотрел на показания приборов. Принюхался. Запаха гари не слышно. Машина не горит, беспорядочно не валится. Только скорость уменьшилась, хотя двигатели работают на полных оборотах. Самолёт слишком круто набирает высоту, и тяги не хватает для поддержания скорости. Тронул ручку управления. В продольном направлении её заклинило: руль высоты не действует. Поработал элеронами: машина слушается. Рычагами секторов газа начал убирать обороты и уменьшать тягу двигателей. Машина медленно начала опускать нос. Перешла на снижение. Добавил обороты. Самолёт вновь начал набор высоты. Обо всём по радио сообщил на землю. Находившийся на командном пункте Стефановский советует сориентироваться по обстановке и при необходимости покинуть машину.

Истребитель МиГ-9.
Антипов принимает решение попытаться спасти опытный самолёт. Он знает, что если не посадит его, причина аварии будет неясна. Используя рычаги сектора газа для изменения тяги двигателей, он проверил возможность управления самолётом по продольной оси, что позволяло в какой-то мере заменить руль высоты. Теперь, когда появилась возможность управлять машиной, лётчик-испытатель повел её к недалекому аэродрому, Развороты удавалось выполнять с помощью одних элеронов. Тем временем на аэродроме готовились к приёму аварийной машины: прекратили полеты, освободили полосу, на всякий случай вызвали санитарную и пожарную машины. Затаив дыхание, ждут друзья.

Надо проверить выход шасси. Сигнальный индикатор показывает нормальную установку стоек шасси. Начинается ювелирная работа. Тягой двигателей Юрий Антипов перевёл истребитель в пологое снижение, направил к полосе. Сейчас самый сложный и ответственный элемент в пилотировании не управляемого рулём высоты самолёта. Нужно очень точно уловить момент выключения двигателей, чтобы истребитель не рухнул, а плавно, без потери скорости встретился с полосой и побежал по ней.

Пора. Рычаг сектора газа на "стоп". Выключил двигатели. Самолёт коснулся полосы, подпрыгнул и, чуть переваливаясь с крыла на крыло, побежал по испещрённому чёрными полосами бетону.

Лётчик сдвинул фонарь кабины. Подставил лицо свежему морозному воздуху. После пробежки самолёт остановился. К нему со всех концов аэродрома бежали люди, ехали машины.

Антипов выпрыгнул из кабины и обошёл истребитель. Даже его, испытателя, ошеломило то, что он увидел. Хвостовое оперение развернуто почти на 90 градусов, а фюзеляж скручен так, что образовалась спиральная гофрированная поверхность, на которой видны трещины. Кто знает, что случилось бы, продлись полёт ещё 5 минут. Если бы хвост разрушился на малой высоте, покинуть истребитель было бы невозможно. От этих мыслей неприятный холодок пробежал по телу. Юрий Антипов энергично повёл плечами, словно сбрасывая неприятные ощущения, и, улыбаясь, пошёл навстречу подбегавшим товарищам.

Через 2 часа на аэродром приехал Генеральный конструктор с группой специалистов. Тщательное обследование показало, что из - за непрочности обшивки произошла деформация и скручивание фюзеляжа. Самолёт отправили на доработку и ремонт.

 

 

Источник:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB

%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/sssr-3/sssr-2/a/25580-2/

http://airaces.narod.ru/all9/antipov.htm

https://wiki2.org/ru/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B

5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

http://tkachenko.in.ua/antipov-jua.html

http://o-ili-v.ru/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%B

A%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
Категория: Лётчики СССР | Добавил: soviet-union-ussr (25.11.2017) | Автор: Орлов Г. В. E W
Просмотров: 20 | Теги: Антипов Юрий Александрович — Заслуж, Антипов Юрий Александрович, ссср, Заслуженный лётчик | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Favicon.ru - создание фавиконов,
    1

    © 2017 http://ussr-cccp.moy.su 
    При использовании материалов сайта прямая, активная ссылка на источник обязательна!