СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Авиаконструкторы СССР [30]
Авиаконструкторы СССР
Агрономы СССР [7]
Агрономы СССР
Адмиралы СССР [11]
Адмиралы СССР, Адмиралы, СССР, Контр-Адмиралы СССР, Вице-Адмиралы СССР,
Академики АА СССР [4]
Академики Академии архитектуры СССР
Академики АМН СССР [4]
Академики Академии медицинских наук СССР
Академики АН СССР [64]
Академики Академии Наук СССР
Академики АСА СССР [5]
Академики Академии строительства и архитектуры СССР
Академики АХ СССР [19]
Академики Академии Художеств СССР
Академики ВАСХНИЛ СССР [7]
Академики ВАСХНИЛ СССР
Актёры СССР [32]
Актёры СССР, Актёры театральные СССР, Киноактёры СССР,
Артисты балета СССР [3]
Артисты балета СССР
Артисты цирка СССР [1]
Артисты цирка СССР
Артисты Эстрады СССР [4]
Артисты Эстрады СССР
Архитекторы СССР [58]
Архитекторы СССР
Астрономы СССР [6]
Астрономы СССР
Балерины СССР [3]
Балерины Союза Советских Социалистических Республик
Биологи СССР [10]
Биологи СССР
Биохимики СССР [8]
Биохимики СССР
Бортинженеры СССР [1]
Бортинженеры Союза Советских Социалистических Республик
Бортмеханики СССР [5]
Бортмеханики СССР
Бортпроводники (стюардессы) СССР [3]
Бортпроводники (стюардессы) СССР
Бортрадисты СССР [2]
Бортрадисты СССР
Ботаники СССР [6]
Ботаники СССР
Военачальники СССР [49]
Военачальники СССР
Вожди СССР [6]
Вожди СССР
Генералиссимус Советского Союза [6]
Генералиссимус Советского Союза
Генералы СССР [34]
Генералы СССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Генеральные секретари ЦК КПСС СССР [5]
Генеральные секретари Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза СССР
Генеральный секретарь ЦК РКП(б)-ЦК ВКП(б) [6]
Генеральный секретарь Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков) — Генеральный секретарь Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) Союза Советских Социалистических Республик
Географы СССР [6]
Географы СССР
Геологи СССР [10]
Геологи СССР
Геомеханики СССР [2]
Геомеханики СССР
Геофизики СССР [6]
Геофизики СССР
Геохимики СССР [8]
Геохимики СССР
Горняки СССР [2]
Горняк СССР, Горный инженер СССР.
Графики СССР [9]
Графики СССР
Грунтоведы СССР [5]
Грунтоведы СССР
Группы граждан СССР [9]
Группы граждан СССР - ассоциации, общественные, объединения, организации, партии, союзы.
Дирижёры СССР [3]
Дирижёры СССР
Диспетчер СССР [3]
Диспетчер СССР
Диспетчер авиа СССР [3]
Авиадиспетчер СССР
Доктора СССР [8]
Доктора СССР.
Доктора архитектуры СССР [2]
Доктора архитектуры СССР
Доктора военных наук СССР [3]
Доктора военных наук СССР
Доктора искусствоведения СССР [4]
Доктора искусствоведения СССР
Доктора медицинских наук СССР [4]
Доктора медицинских наук СССР
Доктора минералогических наук СССР [6]
Доктора минералогических наук СССР
Доктора наук СССР [11]
Доктора наук СССР - в математике, физики, биологии, техники, медицина, искусство,
Доктора технических наук СССР [13]
Доктора технических наук СССР
Доктора химических наук СССР [7]
Доктора химических наук СССР
Доценты СССР [23]
Доценты СССР
Драматурги СССР [1]
Драматурги Союза Советских Социалистических Республик
Дрессировщики СССР [2]
Дрессировщики СССР
Живописцы СССР [18]
Живописцы СССР
Изобретатели СССР [2]
Изобретатели СССР
Инженеры СССР [27]
Инженеры СССР
Искусствоведы СССР [4]
Искусствоведы СССР
Историки СССР [8]
Историки СССР
Кандидаты технических наук СССР [1]
Кандидаты технических наук Союза Советских Социалистических Республик
Капитаны СССР [8]
Капитан-лейтенант, капитан 1-го ранга, капитан 2-го ранга капитан 3-го ранга. капитаны
Киноактёры СССР [29]
Киноактёры СССР
Кинооператоры СССР [3]
Кинооператоры СССР
Кинорежиссёры СССР [6]
Кинорежиссёры СССР
Командармы СССР [17]
Командармы СССР,
Комбриги СССР [15]
Предпосылкой с созданию персонального воинского звания «комбриг» является проведение военной реформы 1924 года, в результате которой согласно приказу РВС № 807 от 20.06. 1924 весь командирский состав был разделен на 14 должностных категорий и 10-й категории (К-10) из группы высшего командного состава соответствовала типовая командно-строевая должность «помощник командира дивизии или командир отдельной бригады», который в качестве знака должностного положения имел в петлице один ромб. Командир бригады в РККА являлся промежуточной ступенью между полковником и генерал-майором. Связано это было с тем, что в действующей армии стало достаточно распространено тактическое соединение больше полка и меньше дивизии — бригада.
Комиссары СССР [10]
Комиссары СССР,
Комкоры СССР [20]
Комкор — сокращенное название должности командира корпуса и воинское звание высшего командного состава в пехоте, коннице и авиации (ВВС) Красной Армии. Введно Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 сентября 1935 года О введении персональных военных званий начальствующего состава РККА
Композиторы СССР [5]
Композиторы СССР,
Конструкторы СССР [29]
Конструкторы СССР
Конферансье СССР [3]
Конферансье СССР
Кораблестроители СССР [7]
Кораблестроители СССР
Кристаллографики СССР [8]
Кристаллографики СССР
Критики в СССР [1]
Критики в Союзе Советских Социалистических Республик
Лётчики СССР [77]
Летчики СССР, Лётчики-испытатели СССР, Лётчики гражданской авиации Лётчики военной авиации.
Лётчики-космонавты СССР [24]
Лётчики-космонавты Союза Советских Социалистических Республик
Литераторы СССР [2]
Литераторы СССР
Маршалы СССР [29]
Маршалы СССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Мастера спорта СССР [8]
Мастера спорта СССР
Математики СССР [7]
Математики СССР
Механики СССР [2]
Механики СССР
Минералоги СССР [8]
Минералоги СССР
Министры СССР [27]
Министры СССР Советский государственный деятель ССССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Мичманы СССР [7]
Мичманы СССР
Монументалисты СССР [21]
Монументалисты СССР
Мореплаватели СССР [6]
Мореплаватели СССР
Музыканты СССР [4]
Музыканты СССР
НАРКОМЫ СССР [4]
Народные комиссары Союза Советских Социалистических Республик
Операторы СССР [3]
Операторы СССР
Палеонтологи СССР [8]
Палеонтологи СССР
Певцы и Певицы СССР [5]
Певцы и Певицы СССР - Исполнители песен
Первые Секретари ЦК КПСС СССР [5]
Первые Секретари Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза СССР
Переводчики в СССР [3]
Переводчики в Союзе Советских Социалистических Республик
Пианисты СССР [0]
Пианисты СССР
Писатели СССР [24]
Писатели СССР, поэты СССР, публицисты СССР,
Подполковники СССР [8]
Подполковники СССР, Подполковники. звания в Советской армии,
Полковники СССР [14]
Полковники СССР
Послы СССР [1]
Послы СССР
Почвоведы СССР [8]
Почвоведы СССР
Поэты СССР [5]
Поэты и поэтессы СССР
Председатели СНК РСФСР и СССР. [6]
Председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР и СССР.
Председатели Совета Министров СССР [5]
Председатели Совета Министров СССР
Приват-доценты СССР [2]
Приват-доценты СССР
Прозаики СССР [3]
Прозаики СССР
Профессора [82]
Профессора, Граждане СССР. Очерки, Биографии, Статьи,
Публицисты [18]
Публицист - это человек, неравнодушный к тому, что происходит вокруг него, не только с ним, но и с другими людьми. По профессии он может быть кем угодно, хоть домохозяйкой. Обсуждение насущных вопросов общественно-политической и Государственной жизни. Рассказ или повествование, а может быть и описание какого-либо события, биографии.
Радиогеологи СССР [7]
Радиогеологи СССР
Радисты СССР [2]
Радисты СССР
Разведчики СССР [6]
Разведчики СССР
Режиссёры СССР [6]
Режиссёры СССР
Руководители СССР [68]
Руководители СССР, Вожди СССР, Генеральные секретари СССР, Советский государственный деятель СССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Селекционеры СССР [6]
Селекционеры СССР
Скульпторы СССР [41]
Скульпторы СССР, Новости, События, Факты, Биографии
Сов.Гос.Деятели СССР [57]
Советский государственный деятель ССССР, статьи, биографии,очерки, описания,
Сотрудники госбезопасности СССР [8]
Сотруд.Гос.Безопасности СССР - Чк, ВЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД, СМЕРШ, МГБ, НМГБ, КГБ.
Столяры СССР [7]
Столяры СССР и плотники СССР.
Стратиграфы СССР [7]
Стратиграфы СССР
Сценаристы СССР [7]
Сценаристы СССР
Театральные актёры СССР [21]
Актёры театра СССР
Театральные режиссёры СССР [3]
Театральные режиссёры СССР
Тектоники СССР [6]
Тектоники СССР
Телеведущие СССР [2]
Телеведущие в Союзе Советских Социалистических Республик
Учёные СССР [25]
Изобретатели СССР,статьи, биографии,очерки, описания,
Физики СССР [7]
Физики СССР
Физиологи СССР [7]
Физиологи СССР
Философы СССР [8]
Философы СССР
Флагманы Флота СССР [7]
Флагманы Флота СССР
Фотографы СССР [1]
Фотографы СССР
Фотокорреспонденты СССР [1]
Фотокорреспонденты СССР
Химики СССР [8]
Химики СССР
Хирурги СССР [4]
Хирурги СССР
Художники СССР [38]
Художники СССР
Художники-пейзажисты [4]
Художники-пейзажисты
Член-корры АА СССР [5]
Член-корры АА СССР, Члены-корреспонденты Академии архитектуры СССР.
Член-корры АМН СССР [2]
Члены-корреспонденты АМН СССР
Член-корры АН СССР [47]
Член-корреспонденты АН СССР, Академии наук СССР
Член-корры АСА СССР [3]
Член-корры АСА СССР, Члены-корреспонденты Академии строительства и архитектуры.
Член-корры АХ СССР [12]
Член-корреспонденты Академии Художеств СССР
Шахматисты СССР [3]
Шахматисты СССР
Штурманы СССР [20]
Штурманы СССР, Штурманы гражданской авиации, Штурманы военной авиации.
Энтомологи СССР [7]
Энтомологи СССР
Эстрадные режиссёры СССР [1]
Эстрадные режиссёры Союза Советских Социалистических Республик
Юмористы СССР [1]
Юмористы Союза Советских Социалистических Республик

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ГРАЖДАНЕ СССР » Лётчики СССР

Антипов Юрий Александрович — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (06 марта 1915 — 04 июня 1997)

 Антипов Юрий Александрович — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (06 марта 1915 — 04 июня 1997) 

 

Антипов Юрий Александрович — Заслуженный лётчик-испытатель СССР - Герой Советского Союза (1957), полковник.

 

Биография:

Антипов Юрий Александрович родился 06 марта 1915 года в Москве в семье рабочего. Русский.

Окончил неполную среднюю школу и школу ФЗУ. В 15 лет начал работать на самолетостроительном заводе, там же поступил в аэроклуб.

Юношам, работавшим на заводе, было чему позавидовать и было у кого поучиться. Для них организовали здесь одну из первых в стране авиационную школу Осоавиахима. Шефство над ней взяли заводские лётчики-испытатели. Только преданность авиации открывала дверь в эту школу. Группа молодых ребят-рабочих своими руками построила планер. Одним из энтузиастов этой работы был и Юрий Антипов.

Первые шаги в небо Юрий сделал в 1932 году в районе станции Трикотажной Рижской железной дороги. Здесь проходили полёты, здесь учили летать. Вместе с учлётами планерной школы тренировался и молодой авиаконструктор Олег Константинович Антонов.

В декабре 1933 года из Оренбургского училища прибыл инспектор-лётчик проверить технику пилотирования учлётов и лучших отобрать для дальнейшей учёбы в военной авиашколе. В числе 30 счастливцев оказался и Юрий Антипов. Но в Оренбурге Юрий проучился недолго. Его с другими 20 товарищами направили в Одесскую школу военных лётчиков.

В 1934 году был призван в ряды Красной Армии, в том же году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов и оставлен в ней лётчиком-инструктором.

С началом Великой Отечественной войны на фронте.

В составе 402-го истребительного авиаполка специального назначения принимал участие в боевых действиях на Северо-Западном фронте, где и открыл счёт своих побед.

В сентябре 1941 года капитан Ю. А. Антипов был направлен в 180-й истребительный авиаполк на должность заместителя командира эскадрильи. В один из дней около 30 вражеских многоцелевых самолётов Messerschmitt Bf.110 попыталась нанести штурмовой удар по аэродрому полка. Навстречу им поднялось 6 наших истребителей МиГ-3. Советские лётчики стремительной атакой сверху сбили сразу две машины. Но противник не отступил: разделившись на две группы он вступил в бой. Первая группа направилась в сторону аэродрома, а вторая связала боем наших лётчиков. Завязалась ожесточённая воздушная схватка. Наши лётчики энергично маневрировали, не позволяя немцам расстрелять самолёты, стоявшие на аэродроме. И тогда противник решил атаковать «МиГи» сразу двумя группами. Обстановка в воздухе ещё более обострилась.

Двум «Мессерам» удалось зайти в хвост самолёта Ю. А. Антипова и поджечь его. Тот стал выходить из боя. Немцы — за ним, пытаясь добить. Командир эскадрильи А. Ф. Семёнов бросился на помощь товарищу и с короткой дистанции расстрелял увлекшегося преследованием гитлеровца. Ю. А. Антипов, будучи раненным, сумел посадить свой повреждённый самолёт. В этом бою наша шестёрка сбила 6 вражеских самолётов, 2 из них пришлось на долю Ю. А. Антипова. Но ранения оказались серьёзными и лётчика отправили на По-2 в Калининский госпиталь. К тому времени, летая на истребителе МиГ-3, он совершил около 200 боевых вылетов и одержал 7 воздушных побед.

После излечения Ю. А. Антипов был отправлен на лётно-испытательскую работу.

Летом 1942 года ему доверили особое задание: проводить испытания поставляемых по ленд-лизу из США и Великобритании истребителей «Томагаук», «Киттихаук», «Харрикейн» и переучивание на них советских лётчиков. Эта работа проводилась в 27-м запасном авиаполку на одном из аэродромов под Вологдой.

В начале 1943 года, закончив КУОС, капитан Ю. А. Антипов был направлен в НИИ ВВС, где участвовал в испытательных воздушных боях на трофейных самолётах с целью определения их наиболее слабых и уязвимых мест.

После войны полностью посвятил себя лётно-испытательской работе в Государственном Краснознаменном НИИ ВВС. Уже к ноябрю 1946 года Ю. А. Антипов был в числе 9 лётчиков, входивших в первую группу испытателей советских серийных реактивных самолётов. Он был удостоен чести быть ведущим лётчиком на государственных испытаниях опытного МиГ-9.

Насколько непростыми были эти испытания, говорит случай, происшедший с ним в одном из полётов при разгоне самолёта до максимальной скорости. На высоте 5 км из-за разрушения одной половины стабилизатора самолёт с большой вертикальной перегрузкой перешёл из горизонтального полёта в крутой набор высоты. Ю. А. Антипову разрешили покинуть самолёт. Однако, понимая важность сохранения опытной машины, лётчик, используя запас высоты, нашёл возможность управлять самолётом с помощью изменения работы двигателя. Рискуя жизнью он посадил машину на свой аэродром. Специалисты быстро разобрались в дефекте и провели необходимые конструктивные мероприятия.

Указ Президиума Верховного Совета СССР. За мужество и героизм, проявленные при спасении опытного самолёта МиГ-9, за успешное проведение испытаний, позволивших запустить его в серию, Подполковника Антипова Юрия Александровича наградили первым орденом Ленина. Произошло это в 1947 году.

1948 год — испытания истребителя МиГ-15 и показной пилотаж на празднике в Тушино. В последующие годы в ВВС началось активное освоение полётов днём и ночью, в облаках и за облаками. Ю. А. Антипов успешно освоил полёты в сложных метеоусловиях с боевым применением.

В 1954 году успешно освоил полёты на самолётах МиГ-17П и Як-25 в сложных метеоусловиях.

Поднял в небо и выполнил испытания Р-1 (И-320) 11 января 1949 года и Р-2 (И-320) 09 сентября 1949 года. Участвовал в испытаниях Ил-40, МиГ-19, Л-29.

При испытаниях на штопор самолёта МиГ-19, имеющего ещё большую стреловидность крыла, Ю. А. Антипов полетел в качестве лётчика облёта. Его сопровождал, как это обычно делается при полётах на штопор и других особо сложных испытаниях, второй самолёт (часто на нём летит оператор киносъёмки). Выводя из штопора, Антипов дал, как полагается, вначале педаль руля поворота против вращения, а затем отдал от себя ручку. При этом рослый Ю. А. Антипов, которому было тесно в кабине, незаметно для себя слегка отклонил её в сторону, против вращения. Самолёт продолжал штопорить. Как рассказывал потом Ю. А. Антипов, после второй попытки вывода с ним случилось что-то вроде шока или оторопи — он держал рули на вывод и ждал. Стрелка высотомера быстро вращалась.

Ю. А. Антипов осознал ситуацию и сразу вытянул шторку из заголовника кресла, приводящую в действие катапульту и защищающую лицо от встречного потока. Вначале должен был сброситься фонарь, но он остался на месте! Когда запаса высоты почти не оставалось, Ю. А. Антипов изо всех сил ударил кулаками снизу по фонарю, он слетел, и катапульта сработала. Как потом показали расчёты, сила удара по фонарю должна была быть не меньше (220 кг! (Разные сведения о силе удара 180 - 150)

Звание - Полковник (1950)

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 09 сентября 1957 года за освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-испытателю полковнику Юрию Александровичу Антипову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11096).

За свою лётную жизнь старший лётчик-испытатель НИИ ВВС Ю. А. Антипов освоил свыше 200 различных типов самолётов и вертолётов.

С 1964 года полковник Ю. А. Антипов — в отставке. Работал экскурсоводом в Музее ВВС в поселка Монино.

 

Антипов Юрий Александрович умер 04 июня 1997 года. Похоронен на кладбище деревни Леониха Щёлковского района Московской области, в 2-х км от Звездного городка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Награды:

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (09 сентября 1957 года - (№ 11096)

Три ордена Ленина (1947) (1955) (1957)

Четыре ордена Красного Знамени (1941) (1947) (1948) (1955)

Орден Отечественной войны I степени (1985)

Орден Отечественной войны II степени (1944)

Орден Красной Звезды (1949)

 

Медали:

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Медаль "30 лет Советской Армии и Флота"

Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»

Медаль «50 лет ВС СССР»

Медаль «60 лет ВС СССР»

Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»

и другие....

 

Нагрудные знаки:

Заслуженный лётчик - испытатель СССР (1959 год)

 

 

Память:

В посёлке Чкаловский  Московской области на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

 

Примечания:

Ныне Россия.

Як-30. Исторический очерк на портале airwar.ru«С августа 1961 г. в течение двух месяцев на подмосковном аэродроме Монино проходили сравнительные летные испытания Як-30 (борт "90"), L-29 и TS-11. От Советского Союза летали летчики ГК НИИ ВВС Ю. А. Антипов, В. К. Подольный и начальник управления А. Г. Терентьев».

 

Литература:

Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.

 

 

Мифы, события, факты:

1. 27 июля 1941 года памятно Юрию Антипову. В этот день он получил задание сопровождать самолёт-разведчик Пе-2. С рассветом взлетели с аэродрома. Всё складывалось как нельзя лучше. На высоте около 4000 метров спокойно прошли линию фронта. Южнее озера Жижицкое сфотографировали скопления войск на дорогах. Но на обратном пути их подстерегли 5 "Мессеров". Силы явно неравные. Юрий понимал, как важны сейчас командованию данные разведки. Выход один: связать врагов боем, чтобы дать возможность Пе-2 оторваться и уйти на свою территорию. Они увеличили скорость до максимальной. Пе-2 с резким снижением пошёл к линии фронта, а Юрий Антипов по крутой восходящей повёл свой истребитель навстречу немецким самолётам. Цель была проста: забраться выше врагов, чтобы иметь более удобную позицию для маневра и атаки, и, пропустив Пе-2 вперёд, надёжно прикрыть его с хвоста. Враги раскусили маневр советского истребителя. Они решили сначала сбить истребитель, а потом догнать и уничтожить менее скоростной бомбардировщик. Пилот самолёта-разведчика быстро среагировал на обстановку: резким пикированием он ушел к тёмному массиву леса и скрылся из виду.

Капитан Антипов остался один против 5 Ме-109. Он понимал, что его спасение в высоте, и тянул машину вверх. Вражеские машины рядом. Пулемётная трасса неслась к крылу. Юрий ввёл самолёт в крутой вираж с набором высоты. Как будто уклонился от пуль. И снова потянул вверх. МиГ-3 крутится как волчок, дрожит, но взбирается ввысь. Опять трасса. Попытался увернуться, но она впилась в крыло. Однако ударов пуль не слышно. Не сразу сообразил, что это не пулевая трасса, а срывные жгуты - воздушный поток, срываемый с консоли крыльев.

Истребитель МиГ-3.
Видя необычные маневры советского самолёта, враги замешкались. Юрий поймал один из "Мессеров" в перекрестие прицела и нажал гашетки. Пулемёты молчали. Попробовал перезарядить. Снова молчание. На мгновение растерялся. Надо уходить на полном газу. Толкнул ручу вперёд и в сторону, с полупереворота перевёл самолёт в крутое пикирование.

Поняв, что "МиГ" безоружен, 2 вражеских самолёта начали преследование, а остальные остались на высоте.

До нашего аэродрома было не менее 60 километров. Антипов на предельной скорости старался уйти от преследования или хотя бы дотянуть до своего аэродрома в надежде, что там помогут товарищи. Немцы продолжали погоню: уж больно лакомым кусочком был безоружный самолёт.

Показался аэродром. Горючего в баках оставалось мало. Дальше лететь некуда, надо принимать бой в районо аэродрома, пока не подоспеет помощь. Так решил Юрий Антипов. Тем более что один из пулемётов после нескольких перезарядок заработал. Юрий резко развернул машину навстречу врагам. С близкого расстояния открыл огонь по ведущему самолёту. Пулемёт дал только одну короткую очередь и вновь заклинил. Но эта короткая пулемётная очередь попала в мотор и маслорадиатор ведущей машины врага. Самолёт просел и, оставляя шлейф дыма, начал падать. Второй "Мессер" поспешил к линии фронта. Антипову было уже не до преследования: стрелка бензиномера приближалась к нулю. Проследив за местом посадки Ме-109, Антипов благополучно приземлился на аэродроме. Заруливая на стоянку, Юрий увидел невредимый Пе-2.

- Молодец, капитан! С первой, но, надеюсь не последней победой! - поздравил Юрия командир дивизии. Он тревожно следил за неравным боем и очень обрадовался успеху своего лётчика. Лишь только Антипов отошёл от комдива, как попал в руки друзей, и они его несколько раз восторженно подбросили на руках.

2. МиГ-9 вывезли на старт. Подполковник Антипов включил двигатели, проверил режимы их работы и взлетел. В полёте машина вела себя безукоризненно. Однако гибель Гринчика и неполадки в полётах Галлая заставляли быть начеку.

После одного из полётов Дмитрий Пикуленко, участвовавший в испытаниях другой машины, сообщил Антипову, что его машина плохо слушается рулей и склонна к резкому кобрированию - задиранию носа на скорости, близкой к максимально допустимой. Антипов решил проверить.

Всё в этот день начиналось как обычно. МиГ-9 отбуксировали на старт. Нормально на режимы вышли двигатели, и начался стремительный нарастающий по скорости разбег по квадратам бетонки. От тряски на стыках плит приборная доска слегка вибрировала, и трудно было следить за показаниями стрелок и индикаторов. Ручку чуть на себя, и машина, плавно оторвавшись от бетона, полезла в синеву неба. Подполковник Антипов любил эти мгновения и каждого взлёта ждал с нетерпением. Приборная доска замерла. Юрий Ангипов пробежал по ней глазами. Всё в норме. Можно набирать высоту. Самолёт в зоне испытательных полётов. Стрелка высотомера показывает 5000 метров. На контрольной площадке Антипов включил самописцы и начал разгонять самолёт, плавно передвигая рычаги секторов газа. Со свистом набирали обороты турбины. Скорость быстро нарастала. Стрелка прибора скорости приближалась к ограничительной риске.

Пока всё нормально, как и на первой машине. Вдруг на скорости 750 километров в час машина резко и неожиданно задирает нос и под большим углом идёт вверх. Мгновенно нарастают перегрузки. Они вдавили пилота в кресло, обтягивают кожу лица, зарябило в глазах. На какое-то мгновенье Антипов потерял сознание. Очнулся. Сквозь неприятную рябь в глазах просачивается яркий солнечный свет. Сознание возвратилось, и с ним тревожная мысль: "Что случилось?"

Осмотрелся. Машина под углом 45 градусов набирает высоту. Солнечные блики играют на бронестекле, слепят. Посмотрел на показания приборов. Принюхался. Запаха гари не слышно. Машина не горит, беспорядочно не валится. Только скорость уменьшилась, хотя двигатели работают на полных оборотах. Самолёт слишком круто набирает высоту, и тяги не хватает для поддержания скорости. Тронул ручку управления. В продольном направлении её заклинило: руль высоты не действует. Поработал элеронами: машина слушается. Рычагами секторов газа начал убирать обороты и уменьшать тягу двигателей. Машина медленно начала опускать нос. Перешла на снижение. Добавил обороты. Самолёт вновь начал набор высоты. Обо всём по радио сообщил на землю. Находившийся на командном пункте Стефановский советует сориентироваться по обстановке и при необходимости покинуть машину.

Истребитель МиГ-9.
Антипов принимает решение попытаться спасти опытный самолёт. Он знает, что если не посадит его, причина аварии будет неясна. Используя рычаги сектора газа для изменения тяги двигателей, он проверил возможность управления самолётом по продольной оси, что позволяло в какой-то мере заменить руль высоты. Теперь, когда появилась возможность управлять машиной, лётчик-испытатель повел её к недалекому аэродрому, Развороты удавалось выполнять с помощью одних элеронов. Тем временем на аэродроме готовились к приёму аварийной машины: прекратили полеты, освободили полосу, на всякий случай вызвали санитарную и пожарную машины. Затаив дыхание, ждут друзья.

Надо проверить выход шасси. Сигнальный индикатор показывает нормальную установку стоек шасси. Начинается ювелирная работа. Тягой двигателей Юрий Антипов перевёл истребитель в пологое снижение, направил к полосе. Сейчас самый сложный и ответственный элемент в пилотировании не управляемого рулём высоты самолёта. Нужно очень точно уловить момент выключения двигателей, чтобы истребитель не рухнул, а плавно, без потери скорости встретился с полосой и побежал по ней.

Пора. Рычаг сектора газа на "стоп". Выключил двигатели. Самолёт коснулся полосы, подпрыгнул и, чуть переваливаясь с крыла на крыло, побежал по испещрённому чёрными полосами бетону.

Лётчик сдвинул фонарь кабины. Подставил лицо свежему морозному воздуху. После пробежки самолёт остановился. К нему со всех концов аэродрома бежали люди, ехали машины.

Антипов выпрыгнул из кабины и обошёл истребитель. Даже его, испытателя, ошеломило то, что он увидел. Хвостовое оперение развернуто почти на 90 градусов, а фюзеляж скручен так, что образовалась спиральная гофрированная поверхность, на которой видны трещины. Кто знает, что случилось бы, продлись полёт ещё 5 минут. Если бы хвост разрушился на малой высоте, покинуть истребитель было бы невозможно. От этих мыслей неприятный холодок пробежал по телу. Юрий Антипов энергично повёл плечами, словно сбрасывая неприятные ощущения, и, улыбаясь, пошёл навстречу подбегавшим товарищам.

Через 2 часа на аэродром приехал Генеральный конструктор с группой специалистов. Тщательное обследование показало, что из - за непрочности обшивки произошла деформация и скручивание фюзеляжа. Самолёт отправили на доработку и ремонт.

 

 

Источник:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB

%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/sssr-3/sssr-2/a/25580-2/

http://airaces.narod.ru/all9/antipov.htm

https://wiki2.org/ru/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B

5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

http://tkachenko.in.ua/antipov-jua.html

http://o-ili-v.ru/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%B

A%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
Категория: Лётчики СССР | Добавил: soviet-union-ussr (25.11.2017) | Автор: Орлов Г. В. E W
Просмотров: 876 | Теги: Антипов Юрий Александрович — Заслуж, Антипов Юрий Александрович, СССР, Заслуженный лётчик | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей