Микоян Степан Анастасович — Советский лётчик-испытатель СССР (12 июля 1922 — 24 марта 2017)
Микоян Степан Анастасович (арм. Ստեփան Միկոյան); 12 июля 1922, Тифлис, ГрССР, ЗСФСР — Советский лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза (1975). Генерал-лейтенант авиации. Заслуженный лётчик-испытатель СССР. Кандидат технических наук. Старший сын партийного и государственного деятеля Анастаса Ивановича Микояна.
Биография:
Микоян Степан Анастасович родился 12 июля 1922 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, ГрССР). Армянин.
Однажды в середине 30-х дядя Ануш (Артем Иванович Микоян) взял с собой Степана на Тушинский аэродром, где летала авиетка, построенная слушателями Военно-воздушной академии имени Жуковского Микояном, Самариным и Павловым.
Микоян Степан Анастасович вместе со своим другом Тимуром Фрунзе поступил в Качинскую военную авиационную школу пилотов в Крыму в августе 1940 года. Окончил его 03 сентября 1941 года в городе Красный Кут Саратовской области, куда эвакуировали училище. В том же году он переучился на истребитель Як-1, и в декабре был направлен в истребительный авиаполк, оборонявший Москву.
16 января 1942 года Микоян был сбит по ошибке советским лётчиком М. А. Родионовым. Степану Анастасовичу удалось посадить горящую машину, после этого он попал в медсанбат с ожогом 3-й степени рук, лица и левой ноги и коленного сустава правой ноги.
Через полгода получил назначение под Сталинград, а затем на Северо-Западный фронт.
К октябрю 1942 года выполнил 14 боевых вылетов. Провёл 3 воздушных боя, в составе группы сбил 6 самолётов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года
"За образцовое выполнение заданий Командования на фронте в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, проявленные при этом доблесть, мужество и выдающиеся заслуги в деле боевой подготовки частей, подготовки кадров лётно-технического состава и обеспечения действующей армии авиационным вооружением и боеприпасами" -
капитан Микоян Степан Анастасович был награждён - орденом Красного Знамени.
Член ВКП(б) с 1943 года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01 мая 1944 года
"За образцовое выполнение заданий Командования на фронте в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество " -
капитан Микоян Степан Анастасович был награждён - медалью "За оборону Москвы".
Командир эскадрильи Герой Советского Союза капитан К. А. Крюков и командир звена капитан С. А. Микоян. 12-й гв. ИАП. Войска ПВО страны. Аэродром Двоевка (под Вязьмой), май 1944 г.
Приказом по 1-й Воздушной истребительной армии ПВО № 013/н, от имени Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1944 года.
"За образцовое за выполнение 7 вылетов на сопровождение особо важных вылетов и литерных поездов заданий Командования на фронте в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество" Гвардии капитан Микоян Степан Анастасович был награждён - орденом Красной Звезды.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 09 мая 1945 года "
За образцовое выполнение заданий Командования на фронте в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество" -
Гвардии капитан Микоян Степан Анастасович был награждён - медалью "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
В июне 1945 года Степан Микоян женился. Выбор его пал на давнюю знакомую — Элеонору Лозовскую, дочь Петра Ивановича Лозовского, летчика-испытателя завода № 22 в Филях, который разбился в 1932 году на туполевском истребителе И-4.
В 1945 году Микоян поступил на инженерный факультет Военно - Воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского. Слушателям - лётчикам разрешили подлётывать в учебном полку академии в посёлке Белопесоцком близ Каширы, а потом троим из них удалось освоить и первые реактивные истребители в учебном центре ВВС. Дипломным проектом Микояна стал "Сверхзвуковой фронтовой истребитель". Для 1951 года это был смелый замысел, тут, видно, сыграла определённую роль информация о разработке прототипа будущего самолёта МиГ-19 в ОКБ А. И. Микояна.
С 19 августа 1951 года был на лётно - испытательной работе в ГК НИИ ВВС. Там Микоян совмещал работу лётчика с работой ведущего инженера и в течение 23 лет испытывал боевые самолёты истребители ОКБ Микояна, Сухого и Яковлева, в 1964 годуполучил звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР". 3 апреля 1975 года за государственные испытания перехватчика МиГ-25 стал Героем Советского Союза. Участвовал в испытаниях Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19П, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Су-15, Су-24, Як-27Р. Освоил 102 типа летательных аппаратов, налетал около 3500 часов.
В 1954 году первым в институте преодолел звуковой барьер на СМ-9, будущем МиГ-19. В коллективе «ВГ-Василий Гаврилович Иванов», куда влился Микоян, работали блестящие военные испытатели, в разные годы отмеченные, как и Василий Гаврилович, самыми высокими государственными наградами и почетными званиями: Андрей Григорьевич Кочетков, Леонид Михайлович Кувшинов, Василий Сергеевич Котлов, Георгий Тимофеевич Береговой, Михаил Степанович Твеленев, Николай Иванович Коровушкин... Летным начальником в испытательном управлении был известный летчик-испытатель Юрий Александрович Антипов.
С конца 1957 года был заместителем начальника 1-го отдела по лётной части. С лета 1958 года - помощником начальника института по комплексам перехвата.
С мая 1959 года - начальником 1-го управления.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1963 года
"За многолетнюю творческую работу в области лётных испытаний и исследований новой авиационной техники" Лётчику-испытателю Государственного Краснознамённого научно-исследовательского института ВВС имени В.П. Чкалова -
полковнику Микояну Степану Анастасовичу было присвоено Почётное звание "Заслуженный лётчик-испытатель СССР".
С декабря 1964 года - заместителем начальника ГНИКИ ВВС.
В сентябре 1974 года медкомиссия отстранила Микояна от полётов на боевых самолётах, дозволив работать лишь на транспортно - пассажирских машинах и вертолётах. Три года спустя, когда лётчику пошёл уже 56-й год, он понял: "обойти" следующую медкомиссию не удастся, и принял предложение перейти на работу в промышленность.
В течение 23 лет испытывал боевые самолёты истребительных ОКБ Микояна, Сухого и Яковлева.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03 апреля 1975 года
"За освоение новой авиационной техники и проявленное при этом мужество" Заслуженному лётчику-испытателю СССР, Лётчику-испытателю Государственного Краснознамённого научно-исследовательского института ВВС имени В.П. Чкалова -
полковнику Микояну Степану Анастасовичу было присвоено - звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 422629) и медали "Золотая Звезда" (№ 11235).
Стал первым заместителем начальника НИИ ВВС. Он освоил 102 типа летательных аппаратов и налетал около 3,5 тысяч часов.
С апреля 1978 года Степан Анастасович — заместитель главного конструктора московского НПО «Молния» по летным испытаниям. Здесь под руководством Г.Е.Лозино-Лозинского создавали крылатый орбитальный корабль многоразового использования «Буран».
Еще в НИИ ВВС С.А.Микоян возглавлял работы по испытаниям «изделия 105» — дозвукового аналога орбитального самолета авиационно-космической системы «Спираль».
Потом уже в НПО «Молния» построили летающую модель «Бор-4» — уменьшенную в 2 раза копию орбитального самолета. «Бор-4» использовали, в частности, для испытаний теплозащиты будущего «Бурана». На орбиту «Бор-4» выводила баллистическая ракета К-65М-РБ5. Четырежды (1982-1984) модели «Бора» летали в космос и возвращались на Землю, точнее, приводнялись: дважды — в Индийском океане и дважды — в Черном море. Обязанности заместителя главного конструктора по моделям «Бор-4» от НПО «Молния» выполнял Степан Микоян.
Огромный опыт организатора летных испытаний, накопленный Микояном за время работы в НИИ ВВС, очень пригодился, когда в рамках программы «Буран» построили атмосферный вариант корабля — так называемое «изделие 002». Чтобы обеспечить самостоятельный взлет восьмидесятитонного «изделия», на него поставили турбореактивные двигатели. Кроме того, создали летающую лабораторию на базе Ту-154, на «Молнии» воздвигли пилотажно-динамический стенд-тренажер, инфраструктуру аэродрома «Раменское» привели в полное подобие с посадочным комплексом «Байконура»… 10 ноября летчики-испытатели ЛИИ И.П.Волк и Р-А.А.Станкявичюс совершили на аналоге первый полет. Потом к ним подключились А.С.Левченко, А.В.Щукин из ЛИИ и И.И.Бачурин и А.С.Бородай из НИИ ВВС. Эти летчики выполнили 26 полетов с посадкой полностью в автоматическом режиме.
Степан Анастасович руководил летными испытаниями атмосферного аналога, технической и стендовой подготовкой летчиков, участвовал во всех проектных работах, связанных с деятельностью будущих экипажей. В том самом первом и последнем космическом полете настоящего «Бурана» отвечал за управление кораблем на участке снижения и посадки.
Главным увлечением С.А.Микояна остается авиация, причем в самом активном ее аспекте — пилотировании. В 70-летнем возрасте седовласый генерал неоднократно самостоятельно вылетал на Як-18Т.
Кандидат технических наук (1979).
Звание Генерал-лейтенант авиации (1980)
Микоян Степан Анастасович Генерал-лейтенант авиации.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года
"За участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками и в честь 40-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне" Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации Микоян Степан Анастасович был награждён орденом Отечественной войны I степени.
Умер 24 марта 2017 года в Москве в возрасте 94 лет. Урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище в семейном захоронении.
Награды:
Герой Советского Союза (03.04.1975 г.)
орден Ленина (03.04.1975 г.)
орден Красного Знамени (23.11.1942)
орден Отечественной войны I степени (1985)
четыре ордена Красной Звезды (22.8.1944, 30.12.1956, 29.04.1957, 24.11.1966)
Медали:
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «За оборону Сталинграда»
Медаль «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина"
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль "За безупречную службу"
Медаль «20 лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг.»
Медаль «30 лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг.»
Медаль «40 лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг.»
Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
Медаль «40 лет ВС СССР»
Медаль «50 лет ВС СССР»
Медаль «60 лет ВС СССР»
Медаль «70 лет ВС СССР»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
другие медали
Нагрудные знаки:
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1963)
Летчик СССР
Почётный член Общества лётчиков-испытателей (англ.).
Генерал-лейтенант авиации
Семья:
Супруга — Микоян (Лозовская) Элеонора Петровна (род. 1922), журналист, филолог
Сын — Микоян Владимир Степанович (род. 1946), биофизик
Дочь — Микоян Ашхен Степановна (род. 1949), филолог
Сын — Микоян Александр Степанович (род. 1952), музыкант, автогонщик
Внуки:
Александр (род. 1972), математик
Юлия (род. 1972), историк
Дмитрий (род. 1976), экономист
Правнучка:
Александра (род. 1994)
Фильмография:
1985 — Битва за Москву — А. И. Микоян
1987 — Смысл жизни
1989 — Сталинград — А. И. Микоян
Сочинения:
Практическая аэродинамика манёвренных самолётов: Учебник для лётного состава (в соавт.) / Под общей редакцией д. т. н. Н. М. Лысенкосо. — М.: Воениздат, 1977.
Микоян С. А., Корбут А. Г. Заход на посадку по приборам. — М.: Воениздат, 1979.
Литература:
Казарян А. В. Война, люди, судьбы. — Кн. IV. — Ер., 1984.
Мифы, события, факты:
1. В доме дяди Ануша Степан впервые увидел чертежи самолета, множество книг на авиационную тему. На день рождения, это случилось уже в сороковом, дядя подарил Степану готовальню с символической надписью: «От летчика — до инженера-конструктора».
2. «Известные авиационные события тридцатых годов, — вспоминает Степан Анастасович, — спасение челюскинцев, рекордные перелеты, боевые действия в Испании и на Халхин-Голе, конечно, повлияли на мой выбор профессии. Однако основную роль сыграл мой дядя. Я не мыслил для себя иного рода деятельности. Прежде всего я хотел стать летчиком, но привлекала и собственно техника — хотелось стать и инженером. Так что пожелание Артема Ивановича сбылось практически полностью. Летчиком я стал, инженером — тоже, а сейчас, хотя я и не конструктор, работаю именно в конструкторском бюро…»
3. 16 сентября 1942г. Микоян впервые увидел с воздуха Сталинград. "Внизу видны были многочисленные огни, вспышки, - вспоминает Степан Анастасович. - На земле шли ожесточённые бои. Сталинград весь был в огне, чёрные дымы поднимались километра на три. Сквозь них проблескивали ленты Волги и Дона. В небе - десятки, сотни самолётов, больше - немецких. Эту картину я не забуду никогда».
4. В Научно-испытательном институте ВВС Степан Микоян попал в подчинение к Василию Гавриловичу Иванову. «ВГ», — как его заглазно величали в институте — руководил летной работой в отделе испытаний истребителей.
5. Для Степана Микояна эта новая стезя не показалась диковинкой. Еще с середины 1960-х годов ОКБ А.И. Микояна работало над авиационно-космической системой «Спираль», состоящей из одноместного орбитального самолета с ракетным ускорителем и гиперзвукового самолета-разгонщика. Поначалу построили «изделие 105» — дозвуковой пилотируемый аналог: нужно было оценить аэродинамические характеристики, управляемость аппарата, изучить особенности захода на посадку и, конечно, саму посадку. Аналог подвешивали под фюзеляж бомбардировщика Ту-95 и на высоте 5,5 километров сбрасывали над аэродромом. Первый полет выполнил 27 октября 1977 года летчик-испытатель ОКБ Авиард Фастовец. В следующем году состоялись еще пять полетов. Эти работы в НИИ ВВС возглавлял С.А. Микоян.
Потом уже в НПО «Молния» построили летающую модель «Бор-4» — уменьшенную в два раза копию орбитального самолета «Спираль», которую использовали для испытаний теплозащиты «Бурана». На орбиту «Бор-4» выводила баллистическая ракета К65М-РБ5. Четырежды (1982—1984) модели летали в космос и возвращались на Землю, точнее, приводнялись: дважды — в Индийском океане и дважды — в Черном море. Обязанности заместителя главного конструктора по моделям «Бор-4» и заместителя председателя государственной комиссии по испытаниям выполнял Степан Микоян.
Огромный опыт организатора летных испытаний, накопленный Микояном за время работы в НИИ ВВС, очень пригодился в различных испытаниях, проводимых НПО «Молния». Был построен атмосферный вариант корабля «Буран» — так называемое «изделие 002» для испытаний автоматического захода на посадку и посадки орбитального корабля. Чтобы обеспечить самостоятельный взлет восьмидесятитонного «изделия», на него поставили турбореактивные двигатели. С этой же целью создали летающие лаборатории на базе Ту-154. На «Молнии» воздвигли пилотажно-динамический стенд-тренажер. Инфраструктуру аэродрома Раменское привели в полное подобие с посадочным комплексом Байконура... Первый полет на аналоге совершили летчики-испытатели Летно-испытательного института (ЛИИ) Игорь Волк и Римантас Станкявичюс. Потом к ним подключились Анатолий Левченко, Александр Щукин из ЛИИ и Иван Бачурин и Алексей Бородай из НИИ ВВС... Эти летчики выполнили 26 полетов с посадкой полностью в автоматическом режиме.
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%8F%D0%BD,_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD_%D0%
90%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://airaces.narod.ru/all9/mikoyan.htm
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/sssr-3/sssr-2/m/mikoyan-stepan-anastasovich/
https://www.ahtubinsk-today.ru/blog/mikoyan-stepan-anastasovich
http://www.biograph-soldat.ru/200/ARTICLES/BIO/mikoyan_sa.htm
http://sm.evg-rumjantsev.ru/voen-ruk3/mikojan-stepan-anastasovich.html
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |