Береговой Георгий Тимофеевич — Лётчик-космонавт СССР (15 апреля 1921 - 30 июня 1995)
Береговой Георгий Тимофеевич — Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза - Заслуженный лётчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат психологических наук, Лётчик-космонавт СССР № 12. Лауреат Государственной премии СССР (1981).
Биография:
Георгий Тимофеевич Береговой 15 апреля 1921, село Фёдоровка, Полтавская губерния.
Вскоре после его рождения семья переехала в городе шахтёров и металлургов Енакиево в Донбассе.. Детство его совпало с небывалыми событиями: появились первые тракторы на полях колхозов, строились Магнитка, Днепрогэс и метрополитен в Москве, предпринимались штурм стратосферы и первые экспедиции в Арктику. Это было время, когда создавалась и расправляла могучие крылья советская авиация.
Во время обучения в средней школе в Енакиево (1928—1936) был инструктором, затем руководителем секции авиамоделирования на городской Детской технической станции. После окончания восьмого класса начал трудовую деятельность учеником электрослесаря на Енакиевском металлургическом заводе. Занимался в Енакиевском аэроклубе.
После 8 классов пошёл работать учеником электрослесаря на металлургический завод. В 15 лет сумел уговорить старшего брата взять его с собой на аэродром, где можно было потрогать настоящий планер. Начальник планерной школы Зарывалов, заметив в глазах паренька неуемный интерес к аппарату, разрешил посидеть в его кабине, поработать рулями. С этого дня Георгий все вечера проводил в планерной школе: помогал вытаскивать чудесные птицы на старт, ремонтировать, мыть. Жадно слушал руководителя на теоретических занятиях.
Планерную школу преобразовали в аэроклуб. На аэродроме приземлились 4 самолёта У-2. Планеристы начали готовиться и полётам на них. Готовился и Береговой. Молодой слесарь овладевал лётным делом настойчиво, упорно, самозабвенно. Одним из первых он начал выполнять фигуры высшего пилотажа и справляться с ролью инструктора. А когда в Енакиево прибыла комиссия для отбора кандидатов в военное авиационное училище, среди первых кандидатов был Георгий Береговой. Проверявший его в воздухе инструктор с удовлетворением констатировал: из этого парня будет хороший лётчик.
Морозный день 15 декабря 1938 года был траурным в стране - погиб знаменитый лётчик - испытатель Валерий Чкалов. На следующий день, 16 декабря 1938 года, Георгий Береговой сделал первый шаг в большую авиацию - он стал курсантом Луганского военного авиационного училища имени Пролетариата Донбасса и как бы принял знамя из рук великого лётчика. Легко учиться, когда любишь своё дело, умеешь трудиться. Ещё легче, когда тобой руководят знающие и заботливые воспитатели. Георгий Береговой с упоением изучал теорию полёта и конструкцию машин, аэродинамику и устройство двигателя. Но самыми любимыми были практические занятия на аэродроме. Он всем своим существом чувствовал самолёт. Его всегда манило беспредельное небо, высота. Инструктор, командир отряда понимали молодого учлета и щедро делились с ним своими знаниями, опытом. Тогда, юношей, Георгий Береговой думал, что ему просто "везёт" на хороших учителей. Позже он уже понял: они, учителя, наставники, как и он сам, преданы своему делу.
В 1938 году окончил Енакиевский аэроклуб и был призван в Красную армию.
В 1941 году окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.
Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 г. (командир авиазвена 3-й воздушной армии, Калининский фронт).
Приказом ВС Калининского фронта №: 300 от: 26.08.1942 года командир звена 451-го шап 264-й шад старший сержант Береговой награжден орденом Красного Знамени за 15 боевых вылетов на штурмовку и уничтожение большого количества войск и танков противника.
С марта 1943 г. заместитель, а с сентября — командир эскадрильи 671-го штурмового авиационного полка (с мая 1943 г. — 90-й гвардейский) в составе 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии (5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия) сначала в составе Воронежского, затем 1-го Украинского, а позднее 2-го Украинского фронтов.
Приказом ВС 2-й воздушной армии №: 104/н от: 28.09.1943 заместитель комэска 90-го гвардейского шап гвардии лейтенант Береговой награжден орденом Красного Знамени за 18 успешных боевых вылетов на штурмовку войк противника.
Приказом ВС 2-й воздушной армии №: 124/н от: 20.10.1943 года комэск 90-го гвардейского шап гвардии лейтенант Береговой награжден орденом Александра Невского за выполнение 21 боевого вылета с нанесением боевых потерь противнику и подготовку своих летчиков, которые выполнили позднее 130 боевых вылетов.
Приказом ВС 1-го Украинского фронта №: 60/н от: 11.04.1944 года комэск 90-го гвардейского шап гвардии старший лейтенант Береговой награжден орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени (был представлен к ордену Кутузова 3-й степени) за разумную инициативу, смелость, командование эскадрильей и выполнение 28 успешных боевых вылетов.
За годы войны совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Был трижды сбит. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, и за 106 боевых вылетов, указом Президиума ВС СССР от 26 октября 1944 г. удостоен звания Герой Советского Союза.
Свой последний боевой вылет в Великой Отечественной войне командир авиаэскадрильи 90-го Гвардейского штурмового Староконстантиновского авиационного полка 4-й Гвардейской штурмовой авиационной Киевской дивизии Герой Советского Союза Гвардии капитан Георгий Тимофеевич Береговой произвёл в мае 1945 года с аэродрома Копчани, что под Брно, громя с воздуха группировку немецких войск, которые ещё продолжали вести боевые действия на территории Чехословакии.
Приказом ВС 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта №: 3/н от: 14.01.1945 года комэск 90-го гвардейского шап гвардии капитан Береговой награжден орденом Отечественной войны 1-й степени за успешное выполнение 30 боевых вылетов и умелое руководство летным составом по радио.
С 03 июня по 7 ноября 1945 года был слушателем отделения подготовки
командиров авиационных эскадрилий, Липецкой высшей офицерской школы,
Московского военного округа.
С 17 ноября 1945 года служил командиром эскадрильи, а со 02 февраля 1946 года - штурманом 90-го гвардейского штурмового авиационного
Староконстантиновского полка, 4-й Штурмовой авиационной дивизии,
5-й Воздушной армии, Одесского Военного округа.
30 августа 1946 года был переведен на должность начальника
воздушно-стрелковой службы этого полка.
С 31 марта по июль 1947 года служил штурманом 73-го гвардейского истребительного авиационного Сталинградско-Венского Краснознаменного ордена Богдана Хмельницкого II степени полка 6-й гвардейской Истребительной авиадивизии
5-1 Воздушной армии Одесского Военного округа.
В 1947 году сдал экстерном экзамены за 9-й класс в средней школе
имени Н.С. Хрущева села Лиманское, Одесской области.
С 09 июля 1947 года по 23 августа 1948 года был слушателем командного факультета Краснознамённой Военно-воздушной академии.
Затем перевёлся на заочное отделение, которое окончил 25 декабря 1956 года,
получив специальность "офицер ВВС с высшим командно-штабным образованием".
В 1948 окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей.
В 1948—1964 работал лётчиком-испытателем. Им было испытано более 60 типов самолётов, в том числе: МиГ-15 (1949), МиГ-19П (1955), СМ-12 (1957), СМ-30 (МиГ-19) (1956), Як-25 (1949), Як-27К (1956), Су-9 (1958), Ту-128 (1962).
Первым на практике осваивал гермошлем ГШ-4.
В 1949 г., испытывая истребитель МиГ-15 со стреловидным крылом, впервые освоил пилотирование реактивного самолёта в условиях штопора. Обучал лётчиков входу в штопор и выводу самолёта из штопора на самолётах Су.
В 1956 окончил Военно-воздушную академию (с 1968 имени Ю. А. Гагарина).
В 1961 был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».
В 1963 году прошел медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ) и получил допуск Центральной врачебно-летной комиссии (ЦВЛК). Однако не был рекомендован к зачислению в отряд из-за возраста. Повторно рассматривался на заседании мандатной комиссии 13 декабря 1963 года, однако его приём в отряд был вновь признан нецелесообразным. Несмотря на это, 23 января 1964 года на заседании Военного Совета Главком ВВС Константин Андреевич Вершинин без голосования принял решение зачислить Берегового на должность слушателя-космонавта 1 отряда космонавтов ЦПК ВВС.
С 25 января 1964 по 23 января 1965 года проходил общекосмическую подготовку ОКП по утвержденному генералом Николаем Петровичем Каманин индивидуальному плану. Изучил конструкцию Космических Кораблей: «Восток», «Восход», «Восход-2».
С марта 1965 года занимался боевым применением космических летательных аппаратов.
С 03 мая 1965 по январь 1966 года проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа корабля «Восход-3» (ЗКВ № 6), вместе со Львом Деминым, для полета по научной программе длительностью 10 — 15 суток.
В январе 1966 года программа полета корабля «Восход-3» и состав экипажей были изменены.
С января по май 1966 года проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа корабля «Восход-3», вместе с Владимиром Шаталовым, для полета по военной программе длительностью до 20 суток. Программа подготовки была завершена, комплексные тренировки сданы успешно, но в мае 1966 полет был отменен в связи с закрытием программы «Восход».
С декабря 1966 по май 1968 года проходил подготовку в качестве командира активного КК «Союз» (7К-ОК) по программе стыковки на орбите, сначала в составе третьего экипажа, а с июня 1967 года — в первом экипаже. Полёт со стыковкой 2-х пилотируемых кораблей был отложен.
Береговой Георгий Тимофеевич 26—30 октября 1968 совершил космический полет на космическом корабле Союз-3. В полете была предпринята попытка (неудачная) стыковки с беспилотным кораблём Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта награждён 01 ноября 1968 второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.
22 января 1969 во время торжественной встречи космонавтов в Кремле офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева (ошибке способствовало и определённое внешнее сходство Берегового с Брежневым). Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен; сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла.
В 1972—1987 — начальник Центра подготовки космонавтов. Имел научные труды в области космонавтики и инженерной психологии. Защитил кандидатскую диссертацию в Институте физической культуры имени Лесгафта и получил степень кандидата психологических наук.
В 1987 году Береговой Георгий Тимофеевич ушёл в отставку в воинском звании генерал-лейтенанта авиации.
Депутат Верховного Совета СССР 8—10-го созывов (1974—1989). Вёл большую общественную работу.
Лауреат Государственной премии СССР (1981).
Скончался 30 июня 1995 во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Семья:
Отец — Береговой Тимофей Николаевич, (1888 — 1950).
Мать — Береговая (Ситникова) Мария Семеновна, (1896 — 1974), домохозяйка.
Брат — Береговой Виктор Тимофеевич, (1913 — 1938), был репрессирован.
Брат — Береговой Михаил Тимофеевич, 1918 г.р., участник ВОВ, генерал-лейтенант-инженер.
Жена — Береговая (Беседовская) Лидия Матвеевна, (01.03.1929 — 2006). Работала методистом в Щелковском городском отделе народного образования (ГорОНО), затем преподавателем в школе Звездного городка.
Сын — Береговой Виктор Георгиевич, род. 31.03.1951, профессор МАИ.
Дочь — Елисеева (Береговая) Людмила Георгиевна, род. 24.10.1956, художник-модельер.
Награды:
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 2271 (26 октября 1944)
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 48 (01 ноября 1968)
2 ордена Ленина (26 октября 1944 года, 01 ноября 1968 года)
2 ордена Красного Знамени (26.08.1942, 1943)
Орден Богдана Хмельницкого III степени (11.04.1944)
Орден Александра Невского (20.10.1943)
2 ордена Отечественной войны I степени (14.01.1945)
2 ордена Красной Звезды (1954, 1955)
Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (1975)
Медали:
Медаль «За боевые заслуги» (1949)
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
Медаль «За взятие Будапешта» (1945)
Медаль «За взятие Вены» (1945)
Государственная премия СССР (29.12.1981)
Медаль «За доблестный труд. 100-летия со дня рож. В.И.Ленина
Медаль «20 лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг
Медаль «30 лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг.»
Медаль «40 лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг.»
Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
Медаль «40 лет ВС СССР»
Медаль «50 лет ВС СССР»
Медаль «60 лет ВС СССР»
Медаль «70 лет ВС СССР»
Нагрудные знаки:
Лётчик-испытатель 1-го класса (16.06. 1954)
Заслуженный летчик-испытатель СССР (14.04.1961)
Летчик-космонавт СССР (01.11.1968)
Другие награды:
Герой Социалистического Труда НРБ
Орден «Георгий Димитров» (Болгария, 1970)
Медаль «25 лет народной власти» (Болгария)
Медаль «100-летие падения Османского ига» (Болгария, 1979)
Медаль «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (Болгария, 1983)
Орден Государственного Знамени (Венгрия, 1985)
Орден Красного Знамени с бриллиантами (Венгрия)
Золотая медаль «За боевое содружество» (Венгрия, 1980)
Крест Грюнвальда III степени (Польша)
Орден Тудора Владимиреску V степени (Румыния)
Орден Народного героя (Югославия)
Золотая медаль имени Ю. А. Гагарина (FAI)
Золотая космическая медаль ФАИ (1977 год)
и другие награды ... .
Память:
Локомотив поезда «Георгий Береговой»
Почётный гражданин городов Калуга, Щёлково (РСФСР), Луганск, Енакиево, Винница, Конотоп (УССР), Телави (ГрССР), Плевен, Сливен (Болгария)
В Енакиево установлен бронзовый бюст.
В Енакиево установлена памятная стела почётному гражданину города.
В Енакиево именем Георгия Тимофеевича Берегового названы проспект, парк и сквер.
В Енакиево есть музей космонавта Георгия Берегового (бывший краеведческий музей).
Мемориальная доска на школе в Енакиево, где Г. Береговой учился с 1928 по 1936 гг.
На доме в посёлке Чкаловский (Щёлково), в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.
В городе Алма-Ата (КазССР) в честь Берегового названа улица.
В городе Шахтерске (Донецкая область) существует улица Берегового.
Донецкому планетарию в 2011 году было присвоено имя Георгия Берегового.
Является прототипом космонавта генерала Крутогорова из романа Александра Казанцева «Фаэты» (1974).
Литературная деятельность:
Георгий Тимофеевич Береговой - автор книг:
"Угол атаки" (1971),
"Небо начинается на Земле" (1976),
"Космос - землянам" (1981),
"О времени и о себе" (1982),
"Три высоты" (1986),
"Земля - стратосфера - космос",
"Грань мужества",
"По зову сердца".
Соавтор книг "Оптические явления в атмосфере по наблюдениям
с пилотируемых космических кораблей" (1972),
"Космическая академия" (совместно с В.Н. Григоренко,
Р.Б. Богдашевским и И.Н. Почкаевым.
г. Москва, издательство "Машиностроение", 1987).
Примечания:
Береговой Георгий Тимофеевич // Большая советская энциклопедия Алферов Жорес: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
Енакиево как на ладони.
Береговой Г. Т. Три высоты. — М.: Воениздат, 1986. — С. 14.
Георгий Тимофеевич Береговой
Энциклопедия испытателей
Братья Береговые
Космический камикадзе Береговой
Мифы, события, факты:
1.
«… день, когда я с группой других лётчиков получил назначение на Калининский фронт, наступил для меня как-то неожиданно. А вскоре случилось то, чему поначалу я просто отказывался верить …. Явившись в пункт назначения, на один из фронтовых аэродромов в районе Осташкова, я услышал сразу и вместе те имена, которые впервые соединились ещё в моих мальчишеских грёзах <…>. Командующим 3-й воздушной армией был М. М. Громов, одним из её корпусов командовал Н. П. Каманин, а дивизией, в которую входил мой полк, — Г. Ф. Байдуков. Три прославленных лётчика страны, три Героя Советского Союза, получивших это почётное звание ещё в мирные годы, <…> жизнь которых я брал для себя за образец».
— Береговой Г. Т. Три высоты
2. Являлся главным консультантом художественных фильмов Москва — Кассиопея и Отроки во Вселенной.
3. Ранним утром лётчики и техники Гвардейской дивизии выстроились у боевого знамени. Генерал поздравил личный состав части с наступающим праздником и поставил боевую задачу - оказать помощь войскам в освобождении Киева от немецко - фашистских захватчиков. У всех на устах призыв: "Выполним приказ Родины - вызволим Киев из фашистских лап..."
Штурмовики поднялись в воздух. Старший лейтенант Береговой заметил движущиеся по дороге фашистские автомашины с горючим и боеприпасами. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и пулемётов, он повёл свой Ил-2 на вражескую автоколонну. Несколько машин вспыхнуло. Начали взрываться цистерны с бензином. Неожиданно самолёт вздрогнул, стал плохо слушаться рулей. Снаряд вырвал кусок фюзеляжа, повредил плоскости. Можно было прыгать с парашютом. Но это не в правилах Берегового. Он с трудом, но всё же привел машину на свой аэродром. И тут же пересел на другой самолёт, чтобы опять лететь.
4. Когда Береговой пришёл в Центр подготовки космонавтов, за спиной у него было 43 прожитых года, в их числе 28 лет лётной практики. Когда рассматривали его рапорт, кого-то смутил возраст. Все отобранные кандидаты оказались на 10, а то и более лет моложе... С тем же встретил Берегового и генерал Н. Каманин.
- Понимаю, всё понимаю ! - сказал он, внимательно прочитав рапорт. - Но у меня приказ: брать не старше 30 лет...
5. В ходе боев за Сандомирский плацдарм гвардии капитан Береговой Георгий Тимофеевич был участником легендарного "звездного" налета советской авиации на фашистский аэродром под Львовом.
6. При содействии депутата Верховного Совета СССР Берегового Георгия Тимофеевича в Енакиево построены Дворец спорта «Шахтер», Дк им. 40-летия Победы, детские сады и школа, противотуберкулезный диспансер, психоневрологическая больница, здание крытого рынка, пешеходный мост в Углегорске, административное здание горисполкома и поселковых советов, произведена расчистка р. Булавин, открыт городской музей и др.
7. Деятельность после увольнения из Вооружённых сил СССР:
После увольнения в январе 1987 года из Вооружённых сил СССР работал
во Всесоюзном исследовательском центре "Лидар" Академии Наук СССР,
а затем являлся сотрудником одного из совместных предприятий.
Общественно-политическая деятельность:
Г.Т. Береговой - Депутат Верховного Совета СССР (с 1970-го по 1982 год).
В 1969 - 1991 годах был членом Союза журналистов СССР.
Возглавлял экспедицию "Космос - землянам".
Он был Командующим Всесоюзной комсомольской
военно-спортивной игры "Орлёнок", Командующим Всесоюзным
юнармейским движением, Командующим штабом единого молодежного
военно-патриотического движения.
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%
D0%B3%D0%B8%D0%B9_%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
https://wiki2.org/ru/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%
D0%B8%D0%B9_%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://www.chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/god_rossijjskojj_kosmonavtik/ubileinie_dati_2016_goda/g_t_beregovoi/
http://airaces.narod.ru/all7/beregov.htm
http://donpatriot.ru/805-beregovoj_georgij_timofeevich_ljotchik_shturmovik_ljotchik_ispytatel_ljotchik_kosmonavt_sssr_12_dvazhdy_geroj_sovetskogo_sojuza_26_10_1944_1.html
http://sm.evg-rumjantsev.ru/cosmonauts/beregovoy.htm
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |