ФМШ № 165 — Физико-математическая школа-интернат № 165 при Новосибирском государственном университете (НГУ)
Страна: СССР.
Основана: 23 августа 1963 года.
Тип: Школа-интернат.
Профиль обучения: Физико-математический и химико-биологический.
Адрес: 630090 г. Новосибирск, ул. Ляпунова д. 3, (ранее - ул. Пирогова д. 11/1).
Повествование:
ФМШ № 165 — Физико-математическая школа-интернат № 165 при Новосибирском государственном университете (НГУ), учебно-образовательное учреждение в новосибирском Академгородке с углубленным изучением естественно-научных предметов для учащихся 9 — 11-х классов.
Цель школы — выявление детей, проявивших склонности и способности к изучению математики, физики, химии и биологии, и создания условий для развития творческих способностей школьников, их самостоятельности, интереса к научной деятельности.
Первая Летняя школа состоялась в новосибирском Академгородке в июле-августе 1962 года.
Подготовительная работа по созданию такой базы в основном велась в Москве, а особенно большую роль в ней сыграл академик И. К. Кикоин. Ключевым моментом в этой работе стала подготовка и последующее направление в ЦК КПСС письма с обоснованием и предложением организации школ-интернатов при крупнейших университетах страны.
Письмо было подписано министрами оборонных отраслей промышленности А. И. Шокиным, В. Д. Калмыковым, П. В. Дементьевым и С. А. Зверевым; академиками В. А. Кириллиным, И. Г. Петровским и И. К. Кикоиным; министром высшего и среднего специального образования СССР В. П. Елютиным и министром просвещения РСФСР Е. И. Афанасенко. На письмо последовала положительная реакция сначала в виде резолюции секретаря ЦК КПСС М. А. Суслова а затем — Постановления Президиума ЦК КПСС.
Фактически же первым днем работы школы стало 21 января 1963 года, в этот день первую лекцию для учеников ФМШ № 165 прочитал член-корреспондент АН СССР Алексей Андреевич Ляпунов.
Официально открыта 23 августа 1963 года. В этот день Совет Министров СССР подписал Постановление об учреждении специализированных физико-математических школ в Москве, Киеве, Ленинграде и Новосибирске.
Первыми учениками двух девятых и двух десятых классов стали 119 школьников.
Школа была открыта фактически нелегально под личную ответственность первого председателя Сибирского отделения Академии наук СССР М.А. Лаврентьева. Первоначально именовалась как физико-математическая школа-интернат № 165.
Образовательная программа и стратегия развития ФМШ № 165 формировались Учёным советом. Первый председатель Учёного совета ФМШ № 165 — член-корреспондент АН СССР А. А. Ляпунов.
До 1974 года набор производился в 8-е, 9-е и 10-е классы — соответственно трёхгодичники, двухгодичники и одногодичники.
С 1975 года набор производится только в 9-е — двухгодичники или 10-е — одногодичники классы.
В 1988 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 21.10.1988 г.ода № 1241 переименована в СУНЦ (специализированный учебно-научный центр) НГУ. Известна благодаря высокому уровню подготовки учащихся.
С момента основания физматшкола ежегодно проводит Всесибирскую открытую олимпиаду школьников. Победители и призеры олимпиады приглашаются в Летнюю школу, которая проходит в августе на базе ФМШ № 165. Лучшие ученики Летней школы получают право продолжить обучение в ФМШ № 165 НГУ.
Директора ФМШ № 165 |
Фамилия Имя Отчество |
Период руководства |
Семеряко П. Г. |
1963 |
Карабасова А. С. |
1963 |
Бондарев Н. Н. |
1964 |
Луканев Н. Ф. |
1965 |
Биченков Е. И. |
1965 |
Ногин Н. М. |
1967 |
Паршенков Л. Н. |
1967 |
Могилевский М. А. |
1970 |
Богачев А. Ф. |
1972 |
Никитин А. А. |
1987 |
Поступление
Кроме школьников, получивших приглашение для участия в Летней Школе, есть возможность поступить без приглашения. В самом начале Летней Школы проводятся Олимпиады (физика, математика, химия), и все желающие могут принять участие в Олимпиадах. В случае поступления они приравниваются по правам к остальным ученикам.
В конце Летней школы проводятся контрольные работы (физика, математика, химия, раньше ещё и биология) и собеседования (по тем же дисциплинам). По результатам контрольных работ отбирают лучших учеников.
Посвящение
Учащиеся двухгодичного потока 10-го класса и одногодичного потока 11-го класса проходят посвящение в «Михайлов день»: день рождения М. А. Лаврентьева и М. В. Ломоносова. Посвящение происходит в Доме учёных СО РАН. «Фымышата» поют гимн школы, дают клятву, а затем 10-е классы двухгодичного потока и 11-е классы одногодичного потока поочерёдно поднимаются на сцену, где проходят обряд посвящения: берут щепотку соли, преклоняют колено перед магистром, касаются штандарта и получают значок ФМШ.
Правила
В самой ФМШ и Летней Школе действуют жесткие правила касательно поведения. Запрещается распивать спиртные напитки, драться, воровать, уходить на ночь из общежития без разрешения воспитателя класса. За подобные нарушения следует отчисление.
После 22:00 все школьники должны находиться в общежитии. В будние дни отбой в 23:00, в предпраздничные и на каникулах, отбой происходит на полчаса позже: в 23:30. За пол часа до отбоя звонит первый звонок, оповещающий о том, что пора расходиться по своим комнатам и готовиться ко сну. Блоки на ночь не закрываются и ночной воспитатель может контролировать, насколько школьники соблюдают расписание дня.
Клятва
Я, торжественно принимающий
Имя
КЛЯНУСЬ
постоянно учиться,
шлифовать свой ум,
трудиться с предельной отдачей
своих сил.
КЛЯНУСЬ
быть беспощадным
к своим слабостям
и недостаткам,
научиться жить и работать
в коллективе,
всегда быть верным нашему ФМШатскому братству.
КЛЯНУСЬ
Всегда и везде помнить
о чести своей школы,
преумножать её авторитет
и славу,
жить так, чтобы школа могла
гордиться мною.
КЛЯНУСЬ
Если же я нарушу эту клятву,
Пусть меня перестанут уважать
Мои товарищи, учителя и учёные
КЛЯНУСЬ
Гимн
Отовсюду мы съехались
В Академгородок.
В эту школу ребят вело
Много трудных дорог.
Но прошли мы через все преграды
Через конкурсы, олимпиады,
Потрудиться нам пришлось немало
В этих строгих лекционных залах.
Пусть трудны наши будни,
Нелегко нам порой.
Интегралы сложнее
Жизнь даёт нам с тобой.
Но запомнятся надолго споры,
Классы, лекции и коридоры,
Мы запомним всё: как мы тут жили,
Как учились мы и как дружили.
Годы быстро промчатся,
Пролетят чередой,
Где же нам повстречаться
Доведётся, друг мой?
Но мы свято верим в встречи эти
На Земле и на другой планете,
Где-нибудь под голубой звездой
Крепко руки мы скрестим с тобою.
Заочная школа
Дистанционная форма занятий для учеников 5-11 классов, разработанная в ФМШ № 165 НГУ. Ежегодно в Заочной школе обучаются более 2000 детей из 40 регионов Сибири, Урала, Дальнего Востока и стран СНГ. Дети учатся на 8 отделениях (математика, физика, химия, биология, русский, английский, немецкий, французский язык). Примерно 25% учатся индивидуально, остальные – в факультативных группах. Учителя из разных регионов объединены в систему «Коллективный ученик», включающую 117 факультативных групп по разным предметам. Лучшие ученики Заочной школы получают приглашения в Летнюю школу
Летняя школа
Летняя школа – формат обучения, сочетающий летний отдых с учебными занятиями. Проводится в августе на базе ФМШ № 165 НГУ. Приглашения в Летнюю школу получают школьники из регионов Сибири, Дальнего Востока и стран СНГ, занявшие в течение учебного года призовые места на конкурсах и олимпиадах по физике, математике, химии и биологии. Ежегодно Летняя школа принимает около 600 человек. Успешное окончание Летней школы дает право поступить в ФМШ № 165 НГУ.
Внутри школы существует система ночных (следящих за отбоем в 23:00 местного времени), утренних дежурных (за подъемом в 7:00), санитаров, физоргов и культоргов. Доступ в общежития, учебный корпус и столовую ФМШ осуществляется по специальным пропускам (жетонам). Между двумя общежитиями ФМШ и учебным корпусом существует подземный переход.
В Летней Школе за досуг отвечает группа выпускников (как правило текущего года), так называемый «КомсОтряд» или коротко «Комса». За каждый класс ответственны два воспитателя (большей частью студенты старших курсов или воспитатели / преподаватели ФМШ) «ПедОтряд». «ПедОтряд» и «КомсОтряд», в том числе проводят концерты «Визитки», в которых показывают номера из капустников НГУ, собственные номера или старые, проверенные номера из репертуара ФМШа. В таких концертах в своё время принимали участие такие известные личности, как Александр Пушной, Руслан Великохатный.
В ФМШ № 165 действует Клуб любителей искусства (известный как КЛИ), в рамках которого ведется преподавание истории искусства. Курс включает как обязательную, так и факультативную программу, в которые входит изучение наиболее известных произведений искусства начиная с доисторического (отдельные образцы) до новейшего времени. Клуб располагает огромной коллекцией слайдов с репродукциями произведений, ныне переведенных в цифровой формат.
Известные выпускники:
Фамилия Имя Отчество |
Год |
Примечание |
Балян Александр Ванович |
(1986) |
Руководитель Новосибирской городской коллегии адвокатов, лауреат премии Московской коллегии адвокатов "Адвокат года". |
Логачёв Павел Владимирович |
|
Физик |
Нетёсов Сергей Викторович |
(1969) |
Молекулярный биолог, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР, заведующий лабораторией молекулярной биологии РНК-вирусов ФГУН ГНЦ вирусологии и биотехнологии «Вектор». |
Собянин Владимир Александрович |
(1969) |
Доктора химических наук (1991), в 1987 году отмечен дипломом победителя на конкурсе фундаментальных работ Сибирского отделения АН СССР за цикл работ по теории катализа. |
Пархомчук Василий Васильевич |
(1964) |
Советский физик, специалист в области физики ускорителей и накопителей заряженных частиц. |
Фон-дер-Флаасс Дмитрий Германович |
(1977) |
(в возрасте 23 лет) защитил кандидатскую диссертацию о максимальных подгруппах конечных простых групп. |
Мифы, События, факты:
1. Гостем ФМШ № 165 был известный датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп, его впечатления от школы вошли в книгу «Что увидел в СССР».
2. В конце 1950-х и в начале 1960-х в стране постепенно всё более осознавалась необходимость и полезность создания таких учебных заведений нового типа, в которых можно было бы совместить повышенный уровень образования школьников с возможностью набора и обучения учащихся из провинции. Одним из первых мысль о создании специализированных школ-интернатов публично сформулировал нобелевский лауреат академик Н. Н. Семёнов в статье, опубликованной в октябре 1958 в газете «Правда». Далее, приблизительно через месяц, статью в поддержку этой идеи в той же газете опубликовали академики Я. Б. Зельдович, а в декабре 1958 в газете «Труд» идею поддержал академик А. Н. Колмогоров.
3. Идеи о создании школ с углублённым изучением математики, физики и других предметов, встретили не только одобрение, но и сопротивление. Так, академик М. А. Лаврентьев в статье, опубликованной в ноябре 1958 г. в газете «Правда», подверг критике предложения, высказанные Я. Б. Зельдовичем, заявив, что ими «делается ставка на вундеркиндов — ставка неправильная». По мнению М. А. Лаврентьева, высказанному в той же статье, нужно заботиться «не о том, чтобы скорее выделить и обособить быстродумов», а о том, чтобы развивать любовь к творчеству у широких слоёв молодёжи. Впоследствии, однако, М. А. Лаврентьев изменил свои взгляды, стал активным сторонником школ-интернатов и многое сделал для их образования и становления.
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B
C%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0
%B0_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9C._%D0%90._%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%
BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B8_%D0%9D%D0%93%D0%A3
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1331422
http://ru-wiki.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0
%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_
%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9C._%D0%90._%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BD%
D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B8_%D0%9D%D0%93%D0%A3
http://wikipedia.green/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D
0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0-
%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%82
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/obrazovanie_v_sssr/0-14 |