СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Библиотеки СССР [4]
Библиотеки СССР
Ведомственные [2]
Ведомственные библиотеки
Книги СССР [0]
Книги Союза Советских Социалистических Республик
Ленин В.И. [559]
Ленин В.И. Сочинения, Опусы, Труды, Изложения, Повествования.
Научно-технические [2]
Научно-технические
Собрания сочинений [574]
Собрания сочинений СССР,
Техническая библиотека СССР [80]
Техническая библиотека СССР
Техническая литература СССР [73]
Техническая литература Союза Советских Социалистических Республик
Технические книги СССР [72]
Технические книги Союза Советских Социалистических Республик

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » БИБЛИОТЕКА СССР » Ленин В.И.

ЛЕНИН В. И. - Полное собрание сочинений - Том-8 из 55 - МОСКВА 1967 год (стр.-23-29 (Максимум беззастенчивости и минимум логики))

 ЛЕНИН В. И. - Полное собрание сочинений - Том-8 из 55 (Сентябрь 1903 ~ сентябрь 1904) - МОСКВА 1967 год (стр.-23-29 (Максимум беззастенчивости и минимум логики))

Сборник в редакции: Орлова Геннадия Викторовича — Советского выдающегося публициста — Историка СССР (08.11.1965)


 

23

 

 

 

 

 

 

 

МАКСИМУМ БЕЗЗАСТЕНЧИВОСТИ И МИНИМУМ ЛОГИКИ

 

В № 46 мы перепечатали резолюцию V съезда Бунда о положении Бунда в РСДРП и дали свою оценку ее . Заграничный комитет Бунда отвечает нам весьма подробно и зе­ло сердито в листке своем от 9 (22) сентября. Самой существенной частью этого серди­того ответа является следующее феноменальное открытие: «Кроме устава-максимум (sic! ), пятый съезд Бунда выработал еще устав-минимум», и сей минимум полностью и приводится, причем в двух примечаниях поясняется, что «отвержение автономии» и требование согласия ЦК Бунда на обращение к еврейскому пролетариату со стороны других входящих в партию частей «должно быть выставлено, как ультиматум». Так решил V съезд Бунда.

Не правда ли, как это... красиво? Съезд Бунда выработал сразу два устава, определяя сразу — и максимум и минимум своих желаний или требований. При этом минимум благоразумно (о, в высшей степени благоразумно!) прячется в карман. Опубликовыва­ется (в листке от 7 (20) августа) только максимум и при этом публично, прямо и ясно заявляется, что этот максимальный проект устава «должен быть предложен II съезду Российской социал-демократической рабочей партии, как базис для обсуждения (это заметьте!вопроса о положении Бунда в партии».

 

 


* См. Сочинения, 5 изд., том 7, стр. 322—325. Ред. " — так! Ред.

 

 

 

 

24

В. И. ЛЕНИН

Оппоненты нападают, конечно, на этот макси­мум с особенной яростью именно потому, что это — максимум, что это — «последнее слово» направления, ими осуждаемого. Тогда, через месяц, люди, не испытывая ни ма­лейшего смущения, вытаскивают из кармана «минимум» и грозно добавляют: «ульти­матум»!

Это уже не «последнее слово», а настоящая крайняя цена... Только крайняя ли, гос­пода? Нет ли у вас в другом кармане минимального минимума? Не выступит ли он на свет божий еще эдак, примерно, через месяц?

Мы сильно опасаемся, что бундовцам вся «красота» этих максимума и минимума плохо понятна. Запросить втридорога, затем сбавить 75% и заявить: «последняя цена», — да разве иначе торговать можно? Да разве между торгашеством и политикой есть разница?

Есть, господа, смеем вас уверить, что есть. Во-первых, в политике некоторые партии проводят систематически известные принципы, а из-за принципов торговаться непри­лично. Во-вторых, когда люди, причисляющие себя к одной партии, рассматривают не­которые свои требования, как ультиматум, т. е. как условие самой принадлежности к партии, то политическая честность требует, чтобы это обстоятельство не скрывалось, не пряталось «на время» в карман, а, напротив, выдвигалось открыто и определенно с самого начала.

Мы давно уже проповедуем бундистам эти нехитрые истины. Еще в феврале (№ 33) мы писали, что играть в прятки неумно и недостойно, что Бунд выступил отдельно (с заявлением об OK), ибо хотел выступить, как сторона, ставящая всей партии условия . За такую оценку дела нас обдали тогда целым ушатом специфически-бундовских (можно сказать с равным правомспецифически-базарных) ругательств, а между тем события показали теперь, что мы были правы.

 

 


Кстати. Чрезвычайно характерно для бундовской полемики, что ва это выражение «Последние Из­вестия»21 особенно на нас обрушились. Почему последнее слово, когда оно (требование федерации) больше двух лет тому назад сказано? «Искра» рассчитывает на беспамятство читателя!.. Успокойтесь, успокойтесь, господа: последним словом ваш устав-максимум назван автором статьи именно потому, что это слово было сказано два дня (примерно) перед № 46 «Искры», а не два года тому назад. " См. Сочинения, 5 изд., том 7, стр. 95—101. Ред.

 

 

 

25

МАКСИМУМ БЕЗЗАСТЕНЧИВОСТИ И МИНИМУМ ЛОГИКИ

Именно стороной выступает Бунд в решениях V съезда, ставя всей партии прямые ультиматумы! Именно такой постановки вопроса добивались мы всегда от бун­довцев, доказывая, что она неизбежно вытекает из занятой ими позиции: бундовцы сердито протестовали, уклонялись и увертывались, а в конце концов должны-таки были показать свой «минимум».

Это курьезно, но еще гораздо курьезнее то, что Бунд продолжает увертываться и те­перь, продолжает говорить о «лживости» «старого, всем известного искровского из­мышления о том, что Бунд хочет вступить в федеративный союз с Российской парти­ей». Лживо это измышление потому, дескать, что в § 1 устава, предлагаемого Бундом, прямо сказано о желании Бунда быть частью партии, а не состоять с нею в союзе.

Очень хорошо, господа! Но не говорится ли в том же параграфе, что Бунд есть феде­ративная часть партии? не говорится ли во всем уставе-максимум о договаривающихся сторонах? не говорит ли устав-минимум об ультиматуме и об изменении «основных пунктов» лишь с взаимного согласия входящих в партию частей, причем ни местные, ни районные организации частями партии в этом отношении не признаются? Вы сами говорите, что договаривающейся стороной не может быть ни местная, ни районная ор­ганизация, а исключительно «сплоченная часть такого же характера как Бунд». Вы са­ми для примера указываете, что такой сплоченной частью могли бы быть «социал-демократия польская, литовская, латышская», «если бы они находились в партии», как вы благоразумно добавляете. Ну, а если они не находятся в партии? и если федерация национальных организаций, желательная для вас, не признается желательной и реши­тельно отвергается всей остальной партией? Ведь вы прекрасно знаете, что дело обсто­ит именно так, вы сами прямо заявляете, что требование построить всю партию на ба­зисе федерации национальностей вами уже не выдвигается. Спрашивается, к кому же обращаетесь вы с ультиматумом?

 

 

 

26

В. И. ЛЕНИН

 

Не очевидно ли, что ко всей партии, кроме Бунда? Вместо того, чтобы доказать лживость искровского измышления, вы только обнаруживаете минимум логики в ваших увертках.

Но, позвольте, — возражают нам бундовцы, — ведь мы даже и федерацию выкиды­ваем из своего устава-минимум! Это устранение «страшного» слова, действительно, самый интересный эпизод в пресловутом переходе от максимума к минимуму. Нигде, может быть, беззаботность Бунда насчет принципов не выразилась так наивно. Вы — догматики, безнадежные догматики, вы ни за какие блага в мире не хотите признать федеративного «принципа организации». Но мы же ведь не догматики, мы «ставим во­прос на чисто практическую почву». Вам не нравится какой-то там принцип? Чудаки! Так мы обойдемся вовсе без принципа, мы «формулируем § 1 так, чтобы он не являлся декларацией определенного принципа организации». «Центр тяжести вопроса не в принципиальной формулировке, предпосланной уставу, а в конкретных пунктах его, выведенных из рассмотрения потребностей еврейского рабочего движения, с одной стороны, и движения в целом — с другой» (стр. 1 листка от 9 (22) сентября).

Это рассуждение до того прелестно по своей наивности, что так и хочется расцело­вать его автора. Бундист всерьез поверил тому, что догматики боятся только некоторых страшных слов, и решил, что если эти слова удалить, то догматик в конкретных-то пунктах ничего не поймет! И вот бундист трудится в поте лица своего, составляет мак­симум, запасает (на черный день) минимум, готовит ультиматум № 1, ультиматум № 2... Oleum et operam perdidisti, amice! Друг мой, ты напрасно теряешь время и труд. Не­смотря на хитрое (о, удивительно хитрое!) удаление вывески, догматик усматривает федеративный принцип и в «конкретных пунктах» минимума.

 

 


«Это слово значения не имеет», уверяет нас теперь Бунд. Странно! К чему бы это вставлять не имеющие значения слова и в минимум и в максимум? В русском языке это слово имеет вполне опреде­ленное значение. В данном случае оно включает в себя именно «декларацию» и федерализма и национа­лизма. Рекомендуем подумать над этим бундовцам, которые не видят связи национализма и федерации.

 

 

 

27

МАКСИМУМ БЕЗЗАСТЕНЧИВОСТИ И МИНИМУМ ЛОГИКИ

 

Этот принцип виден и в требовании не ограничивать часть партии никакими районными рамками, и в притязании на «единственное» представительство еврейского пролетариата, и в требовании «представительства» в Τ TTC партии, и в отнятии у Τ TTC партии права вступать в сношения с частями Бунда без согласия Τ TTC Бунда, и в требовании признать основные пункты изменяемыми лишь с согласия час­тей партии.

Нет, господа. Центр тяжести того вопроса о положении Бунда в партии, который стоит перед нами, лежит именно в декларации определенного принципа организации, а отнюдь не в конкретных пунктах. Центр тяжести — в выборе пути. Узаконить ли особ-ность Бунда, исторически сложившуюся, или отвергнуть ее в принципе и стать откры­то, определенно, решительно и честно на путь большего и большего, теснейшего и тес­нейшего сближения и слияния со всей партией. Сохранить обособленность или повер­нуть к слиянию. Такова дилемма.

Решение этой дилеммы зависит от доброй воли Бунда, ибо «насильно мил не бу­дешь», как говорили мы еще в № 33. Если вы хотите повернуть к слиянию, тогда вы отвергнете федерацию и примете автономию. Тогда вы поймете, что автономия гаран­тирует такую постепенность процесса слияния, при которой переорганизация произош­ла бы с минимальной ломкой и притом так, чтобы еврейское рабочее движение ничего не теряло, а все выигрывало от этой переорганизации и от этого слияния.

Не хотите повернуть к слиянию, — тогда вы будете стоять за федерацию (в макси­мальной или в минимальной ее форме, с декларацией или без декларации), тогда вы будете бояться «майоризирования», тогда вы превратите печальную обособленность Бунда в фетиш и станете по поводу уничтожения обособленности кричать об уничто­жении Бунда, тогда вы станете искать обоснования своей обособленности и в этих по­исках то хвататься за сионистскую идею еврейской «нации», то прибегать к демагогии и к сплетням.

 

 

 

28

В. И. ЛЕНИН

Теоретически обосновать федерализм можно только националистическими идеями, и нам странно было бы доказывать бундовцам, что не случайно декларация федерализ­ма приходится на тот самый IV съезд, который вынес декларацию о существовании ев­рейской нации.

Практически дискредитировать идею слияния можно только посредством науськи­вания несознательных и робких элементов против «чудовищного», «аракчеевского» ор­ганизационного плана «Искры», желающей «остричь под одну скобку» комитеты и не позволять им «ни шагу делать без приказания свыше». Какие ужасы! Мы не сомнева­емся, что теперь все комитеты поспешат взбунтоваться против ежовых рукавиц, арак­чеевского кулака и проч. ... Но откуда вы взяли, господа, сведения об этом свирепом организационном плане? Из литературы? Отчего же вы ее не цитируете? Из рассказов досужих партийных кумушек, которые самым достоверным образом знают все, ну ре­шительно все подробности насчет этой аракчеевщины? Последнее предположение, по­жалуй, вероятнее, ибо даже при минимуме логики нелегко было бы смешать в одну ку­чу такое необходимое требование, чтобы Τ TTC «имел возможность дойти до последнего человека в партии» , и такое заведомо сплетническое пугало, что Τ TTC будет «все де­лать» и «все регламентировать». Или еще: что за пустяки это насчет того, что «между периферией и центром» будут «lose Organisationen» ? Мы догадываемся: наши добрые бундовцы слышали звон, да не поняли, откуда он. Как-нибудь при случае придется им разъяснить это подробно.

Хуже всего, однако, то, что взбунтоваться придется не только местным, но и Цен-тральному Комитету. Правда, он еще не родился , но кумушки доподлинно знают не только день рождения, а всю судьбу новорожденного. Оказывается, что это будет ЦК, «направляемый группой литераторов». Не правда ли, какой это испытанный и деше­вый прием борьбы? Бундовцы тут не первые и, наверное, не последние.

 

 


См. Сочинения, 5 изд., том 7, стр. 267. Ред. — «широкие, свободные организации». Ред.

 

 

 

29

МАКСИМУМ БЕЗЗАСТЕНЧИВОСТИ И МИНИМУМ ЛОГИКИ

Чтобы изобли­чить в какой-либо ошибке этот Τ TTC или OK, надо найти доказательства. Чтобы изобличить людей в том, что они действуют не по собственному убеждению, а направляемые чу­жой рукой, надо иметь мужество выступить открытым обвинителем и взять на себя пе­ред всей партией ответственность за такое обвинение! Это все — слишком дорого, во всех смыслах дорого. А кумушкины россказни дешевы... Может быть, и клюнет. Ведь так неприятно прослыть человеком (или учреждением), которого «направляют», кото­рого водят на помочах, который является пешкой, креатурой, ставленником «Искры»... Бедный наш, бедный будущий ЦК! У кого будет он искать защиты от гнета аракчеев­щины? Разве вот у «самодеятельных» и чуждых всякой «подозрительности» бундов­цев?

 

«Искра» № 49, 1 октября 1903 г.    Печатается по тексту
  газеты «Искра»
   
 

 

 


Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/biblioteka_sssr/0-19
Категория: Ленин В.И. | Добавил: soviet-union-ussr (03.11.2019) | Автор: Орлов Г. В. E W
Просмотров: 247 | Теги: Том-8 из 55, Ryan's Hope (1975) (#1.203), Орлов Г. В., МОСКВА 1967 год, (стр.-23-29, (Сентябрь 1903 сентябрь 1904), Ryan's Hope (1975) (#1.205) | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей